Главная - Hard life и пресса

Hard life и пресса

20.12.2005

Интервью для "Русского Курьера", проливающее свет на hard life

Не летает по ночам над Москвой, не была на балу у Князя Тьмы. Хотя ей было бы интересно.

Досье
Родилась 23 января в г.Тбилиси. Благодаря «гарнизонной» жизни отца – военного летчика, Героя Советского Союза, сменила много городов, из которых судьбоносным оказался Будапешт. Там она впервые услышала «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Первый текст для песни «Каждому из нас когда-то надо выловить по солнцу из воды» для Александра Кутикова написала в 1970 году. Имеет высшее образование, преподаватель испанского и английского языков. С 1976 года работает с музыкантами «Високосного лета». В 1985 году вместе с Александром Градским пишет рок-оперу «Стадион». С 1985 года сотрудничает с группой «Ария». Перечислить все группы и исполнителей, с которыми сотрудничала Маргарита Пушкина, никого не забыв – невозможно. В их числе: «Автограф», «Ария», «Мастер», «Рондо», «ЭВМ», «Карнавал», «Рок-ателье», «Кураж», «Лига блюза», «Крематорий», «Новый завет», «Треф», «Раунд», «СС-20», «Родмир», «Маврик», «Кипелов», «Катарсис», «Стрелки»... Выпускает некоммерческий рок-альманах "Забриски Rider" (название издания составлено из названий двух культовых кинофильмов – «Забриски Пойнт» Микеланджело Антониони и «Easy Rider» («Беспечный ездок») Дэнниса Хоппера). Выпустила книги «Заживо погребенная в роке», «Слезай с моего облака» и «Ария Маргариты». Участвовала в создании книги «Легенда о динозавре», журнала «Рокада» и мистико-оккультного издания с музыкальным уклоном «Василиск». В 2003 году выпускает сольный альбом "Отлетались", на котором сама поет и декламирует свои собственные тексты. Из альманаха «Забриски Райдер»: «Забриски» - придуманная нами деревня и пустыня, в которой якобы обитаем якобы мы и якобы все примкнувшие к нам. Так же «забрисками» считаются читающие нас люди (по их желанию, разумеется), по своей жизненной философии близкие к абсолютным пофигистам, и любящие шум, называемый «музыкой». Катастрофически волосатыми быть не обязательно...» «Иногда у нас много пурги и зауми. Но эта заумь и пурга гораздо лучше, чем научные трактаты о необходимости отсоса лишнего сала из ляжек дам бомонда или о сексуальности британских вислоухих котов» www.margenta.ru

«Злые языки» в интернете утверждают, что на ваше решение посвятить себя рок-культуре повлияло исполнение Александром Градским “House of Rising Sun”. До того как я услышала Сашу и его великолепный голос, я была уже в курсе факта существования и «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Просто потому что долгое время жила за границей, где уже расцветала битломания и роллингомания. Хотя если бы не было встречи с Градским в ДК на улице Маршала Бирюзова, может быть, русский рок как таковой прошел бы мимо меня. Потрясенная руладами, которые выдавал длинноволосый тощий юноша в потертых вельветовых джинсах и неимоверно вытянутом свитере, я подошла к нему после концерта и произнесла историческую фразу: «Слушай, давай дружить!». Он говорит: «Давай!» Как в мультфильме. Все! 1967-й год! Времена, когда все люди были сестрами и братьями. С тех пор мы с ним и общаемся. А по поводу Интернета – страшно подумать, что можно там найти, какие гадости. Словно Сеть – это сточная канава, куда чудовища-мутанты сплевывают ядовитую слюну. Раньше говорили, что бумага все стерпит, теперь все терпит интернет. Иногда я читаю написанное там о друзьях музыкантах, о себе и впадаю, глупая женщина, в глубокую депрессию. То есть отношение такое странное... хотя я понимаю почему. Мы же сами все были в подростковом возрасте: известных людей надо развенчивать, надо самоутверждаться, пусть даже за счет обычной злобы! Такое вот подростковое отношение к взрослым людям, которым удалось как-то проявить себя в этой жизни...

Трудно оставаться невозмутимой, когда «огульно охаивают», но наверное, еще труднее работать в сугубо мужском «хеви-металлическом» коллективе, диктующем свои условия? Во-первых, так случилось, что все эти 20 лет я участвую в противоестественном для рок-н-ролла процессе! Обычно все рок-сочинители сами пишут для себя тексты, кто на что способен. Принято так в рок-н-ролле. Ни «арийцы», ни Кипелов не умеют этого делать. Они могут придумать тему, подсказать какие-то отдельные строчки, но основная работа – моя: приходится иногда писать по 16-20 вариантов текста на одну музыку, желательно с разными сюжетами. Даже машины устают. Кроме того, когда пишешь песню, то так или иначе, ты пишешь на заказ. Если в ранней «Арии» было больше меня, то сейчас уже совсем не то. Мы повзрослели, появились разные точки зрения по разным вопросам, и мы меньше «совпадаем». Во-вторых, лично я никогда не называла себя поэтом, поэтессой… Я – человек, укладывающий слова песни в заданные музыкальные рамки. Да, вне этой работы пишу стихи, рассказы. Делаю это в первую очередь для себя самой, своих друзей и тех, кто следит за творчеством музыкантов «Арии», «Мастера» и иже с ними. Не виновата я, что я терпеливый человек - не знаю, кто дал мне это терпение, Бог или Дьявол - и я могу «наступить на горло собственной песне», отказаться от своего замысла и озвучить идеи того же Кипелова или Виталия Дубинина. Конечно, помогает способность перевоплощаться: недавно «перевоплотилась» в Кипелова, мне пришлось просто стать Валерием Александровичем! Ему так хотелось выплеснуть все, что накопилось в душе за эти годы, и мы работали над текстами вместе, облекая в словесную форму его переживания. Он скрупулезно удалял из текстов все, что не соответствовало его душевному настрою. Сейчас я изгоняю из себя последние черты его характера, стряхиваю их с себя. Устала, конечно. Каждый альбом – как долгожданный ребенок… иногда появляющийся на свет с дефектами. Повторяю, труд этот не из легких, неблагодарный труд. Творческий процесс непредсказуем и бывают моменты, когда тебя словно отключают от «источника питания», ты двух слов связать не можешь. Такой момент в моей жизни действительно был – смерть моих родителей. Я думала, что вообще никогда больше не буду ничего сочинять… А критика? Главное, чтобы она не сводилась к подсмеиванию над самим жанром, который многие не любят a priori, или возрастом исполнителей. Мы не виноваты, что, начав хэви-металлическую эпопею в 1985 году, до сих пор не умерли. Я читала одно из последних интервью Валерия Кипелова в связи с выходом его нового альбома «Реки времен» и увидела полное непонимание журналистом законов жанра - и в музыкальном и в текстовом плане. «Тексты чересчур наворочены», - сообщает он. Наоборот, в этом альбоме мы с Кипеловым пошли по пути упрощения, что вызвало недовольство многих фанатов группы «Ария». Поразило и то, как журналисты последнее время подчеркивают, что, дескать, Пушкину надо отправлять на отдых. «Исписалась», «поэт в России меньше, чем поэт»… При этом, я сама продолжаю относиться к человечеству спокойно и с открытой душой... Достаточно зайти в Гостевую книгу на моем сайте.

Кстати, впервые на ваш сайт я попал из интернет-форума какого-то лицея, где старшеклассники ратовали за изучение вашего творчества в рамках обязательной (выделено старшеклассниками – М.Т.) школьной программы... Да, я знаю об этом. Но лучше не надо, не такое это уж и творчество, которое следует изучать. В роке лишь Александр Башлачев был настоящим поэтом. Друзья шутят, что Пушкина – это человек широко известный в узких кругах. На самом деле эти «круги» очень интересные. Лицеисты, школьники, студенты, слушающие хард-н-хэви, – это, как я говорю, и есть наш «электорат». Я довольна, что этот сайт есть, что есть это сообщество – там, в «гостевой». Они публикуют там свои стихи, обсуждают, рецензируют, спорят. Все они очень честные ребята, и у нас есть такая негласная договоренность, что если им что-то не нравится, например, в моем творчестве, то они это могут спокойно сказать. То же творчество можно по-разному воспринимать и понимать. Мы ведь пишем такие песни, что трактовать их можно по-разному. О чем эта песня? Не понимаешь? Скажи, я объясню. Или так: я уже выдала там одному человеку разрешение на трактовку моих текстов. Пусть он объяснит, если я соглашусь, то... соглашусь. Недавно они договорились сделать самостоятельный музыкальный проект – «Стебалово» его, по-моему, хотят назвать – дабы над попсой издеваться. Многие пишут музыку, многие ребята пишут прекрасные стихи. Правда, часть стихов, которые они присылают - это подражание «Арии»: всякие безумные всадники, ад и весь хэви-металлический набор. А есть и другие, более самостоятельные, очень красивые, очень образные. И немножко печальные. Но для борьбы со вселенской печалью у нас есть пара «хулиганов» на сайте, которые иногда включаются, чтобы развеять печаль-тоску, тему несчастной любви и тему смерти. Два друга таких виртуальных – Инквизитор и Мэрлин. Если честно, мне все это очень нравится, и я себя ловлю на некоторой зависимости от этой «гостевой», мне уже хочется заходить туда. Кстати «дети мои», как я их иногда называю, спорят не только о творчестве, но и о политике. Они пытаются решить серьезные проблемы: оранжевую революцию год назад очень живо обсуждали, проблемы монетизации льгот – обсуждали. В «гостевую» заглядывают многие, ребята и девчонки из Сургута и Нижневартовска пишут, своими бедами делятся. У нас есть «крайне правые», есть «крайне левые» и есть разумные, которые могут всем все объяснить, помирить. Я не люблю слово «тусовка», есть в нем что-то уничижительное. У нас не тусовка, у нас - сообщество такое, community.

Ваши «подопечные» обсуждают социальные проблемы, в том числе и монетизацию льгот. А сами они вышли бы на улицу с протестом, чтобы защитить своих родителей? Нет, думаю, пока не вышли бы… Им кажется, что молодость длится вечно. А ведь не успеешь оглянуться, и ты перешел уже в категорию дожития - Дума ввела такую категорию - возраст дожития. То есть, и я, и мои сестры уже находимся в стадии дожития, мы уже отработанный материал для общества. Старики выходят протестовать, потому что им уже нечего терять, они доведены до отчаяния, их просто вынуждают умирать. А у молодежи, помимо всего прочего, нет организующей силы, нет авторитетов, за которыми бы пошли. Я не беру в расчет эти кукольные движения типа «Наши», «Молодая гвардия». Все это – политический театр, неискреннее действо, которое многие прагматически настроенные молодые люди используют в своих целях. Разве плохо за счет взрослых дядей прокатиться в Москву из провинции или отдохнуть на Селигере? Раньше пролетариат, по теории, был движущей силой. Как нас «умные люди» учат? Почему французская студенческая революция 1968 года не состоялась? Пролетариат не поддержал... «Настоящих буйных мало», да и те, кто был буйным уже не такие буйные. Кроме того, многие находится в состоянии «конфликта поколений» и их больше интересует вопрос: уйти из дома или не уйти...

Но, ведь, в их возрасте этот вопрос почти у всех возникает... Для меня такого вопроса не было, каюсь... При том, что мы хипповали. Уйти из дома? Ведь настоящий хиппи должен уйти из дома. А я думала, зачем хлопать дверью, когда у меня такие замечательные родители? Которые терпят все: терпят длинноволосых друзей, терпят эту громкую музыку, кормят обедом «волосатого» Градского, который матерится через каждое слово... а потом еще папа садится с ним футбол смотреть. Ну, выйду я босиком на улицу, пройдусь по грязному Арбату, выполню свой «хипейский долг». Зачем мне было уходить из семьи, где все в душе были хиппи. Это я только сейчас поняла.

Среди вольнотусующихся часто принято себя как-то именовать – со времен «системы» еще началось, а с появлением толкиенистов приобрело и сказочную окраску – какие-нибудь «Эльфы цветов» или «Орки болот»... Вас, я слышал, именуют и Королевой Марго и просто -Марга. Какой «титул» вам наиболее симпатичен? Я сама ничего не придумываю, наш «электорат» меня так называет. Это как ролевые игры, мы все играем. Есть и Королева Марго и Металлическая Марга, и даже Бабушка русского рока, хотя вот этого я вообще не выношу, бред какой-то. У меня имя такое – Маргарита - жесткое имя. Оно само по себе как титул, как пропуск или допуск к чему-то храмообразному, сильному. Я вспоминаю один печальный эпизод, когда скончался режиссер Элем Климов, с которым мы были соседями и который мечтал снять фильм «Мастер и Маргарита»... Прощание с ним проходило в Доме кино. Стоя у гроба Элема замечательный артист Алексей Петренко сказал то, что должен был бы сказать каждый присутствующий, что на душе было у всех. Он поклонился Элему и произнес примерно такую фразу: «Мы все виноваты, потому что бросили тебя. И я, человек, которого ты «вывел» в фильме «Агония», и помог мне стать тем, кем я стал, и я забыл тебя. Прости меня, если можешь». Не могла я сдерживать слез… подошла к Петренко, хотела его поблагодарить за такие честные, нужные слова. Но он был занят разговором с журналисткой и не обращал на меня внимания. Тогда я и сказала: «Ради бога извините меня, но умер Мастер, а зовут меня – Маргарита». Он на меня посмотрел, взял за руку, и мы с ним обнялись и стояли, плакали... Не надо мне титулов, я – Маргарита. Не летаю по ночам над Москвой, не была на балу у Князя Тьмы. Хотя было бы интересно раздвинуть пространство и перейти до рассвета, до пения петухов в какое-то другое измерение... Пусть называют, как угодно, я спокойно к этому отношусь. Лишь бы в печь не ставили. Вы знаете, чем живет сейчас «прогрессивная молодежь». Какие молодежные течения, увлечения или субкультуры вам близки или просто интересны? Сейчас вокруг много всего, что мне интересно, это не обязательно должно быть близко. Я человек всеядный. Вот меня подвели потихоньку к литературе фэнтези, которой я, честно говоря, пренебрегала. Вдруг начали спрашивать: «Не навеяна ли песня «Арии» «Осколок льда» одноименным произведением Сапковского?» Я и не знала who is Сапковский, но прочитала его «Сагу о Геральте», и очень мне пан Анджей пришелся по душе. Замечательные сюжеты, замечательный юмор, не американский, «ниже пояса», а хороший такой славянский юмор. Потом – Лукьяненко, который в «Дневном дозоре» упоминает Кипелова и цитирует наши песни практически полностью, но без указания авторов... И почему-то у него Кипелов и мы все, как авторы песен, отнесены к категории «темных». Почему темных? Непонятно. Если отталкиваться от определения «темного», как человека, который пытается заманить в свои сети наивные души других, привлекает их своей зажженной свечой – этакий ловец душ (а такое определение существует!)– то и сам С. Лукьяненко относится к вышеупомянутой категории и ничем от нас не отличается. «Светлый» должен сидеть спокойно у окна и есть яблоко, не привлекая к себе ничьего внимания. А по поводу субкультур... Отношение к эльфам и толкиенистам у меня особое – ироническое, и толкиенисты это знают, и, видимо, не очень меня любят. Очень интересна субкультура готов. Меня недавно спросили: «А ты не знаешь, что это за люди такие с белыми лицами, все в черном?» «Знаю-знаю – это готы, они по кладбищам ходят!» Пошутила, а люди испугались. Да, мрачный народец, не спорю, любит летучих мышей, Дракулу, Густава Майринка, Альбера Камю. Впрочем, Ганс Христиан Андерсен тоже был отъявленным готом и писал страшные готические сказки. А Петр Ильич Чайковский? Оригинальная версия «Лебединого озера» - чистая готика, с торжеством темных сил в финале. «Щелкунчик» - готика… С одним из местных готов мы взахлеб обсуждали католические кладбища, на которых я в свое время побывала, и он тоже. Но на самом деле суть их субкультуры, конечно, не в посещении кладбищ. Меня интересует современная готическая музыка: там масса всяких поднаправлений, например, этно-готика. Ну, как готику играть на гуслях?! Оказывается, есть группа, играющая на гуслях готическую музыку, печальные баллады. Есть и трэш-готика. Ужас, что творится в этой субкультуре! Очень хочется поработать в этом направлении, уйти в сторону от традиционного хэви-метал. Хотя клип на все тот же «Осколок льда» группы «Ария» многие считают первым отечественным готическим клипом: черные плащи, черный ворон, старинный замок, словно окаменевшие бледные лица музыкантов… Случай свел меня с готами, которые умеют музыку на слова писать, а не наоборот. Вдохновившись, я написала стихотворение «Когда мраморный ангел заплачет...» - очень грустная история, где в конце все рушится, все горит... Говорят, что получилась песня в стиле «симфо-готик-индастриал». Я еще, правда, сама не слышала, только предвкушаю. Еще один знакомый музыкант, которому я показала это стихотворение и «запрограммировала» его на готику, подошел к делу фундаментально, академически. То есть перелопатил готику Х1V века, лютниевую музыку, вышел на «Григорианс» и в результате получилось впечатляющее полотно. Надеюсь, что оно войдет в тот альбом, который мы хотим записать с Аликом Грановским и группой «Мастер». Музыка пишется на стихи – моя давняя мечта! Мне, наверное, три дня хватит, чтобы написать полный «готический» альбом, если сесть и раствориться в этом. А как появился на свет ваш сольный альбом «Отлетались»? На обложке альбома крупно написано «Шутка?». Но не все у нас, оказывается, умеют читать, поэтому часть радикально настроенного «электората» очень возмутилась, услышав альбом – никакого хард-хэви! Даже регги есть, посвящение Борису Борисовичу Гребенщикову. Я читала совершенно разгромные мнения о том, что Пушкина совсем сошла с ума, что это еще хуже, чем попса. Альбом получился как приложение к книжке «Ария Маргариты». Клавишник и аранжировщик Геннадий Матвеев сочинял всю музыку, а я давала ему свои тексты и говорила примерно, что мне надо. Он со мной, конечно, долго «бился» в студии, потому что петь-то я не умею... если только во сне. Где-то речитатив, где-то шепот, где-то ветер, как у Йоко Оно. Но под конец я все-таки распелась, и меня невозможно было остановить, поэтому «Подарочек для Б.Г.» и «Пляжная» - мне кажется - получились очень удачно. Пошутили мы так! Я никого не обременяла изданием этого альбома, все сделала на свои деньги, половину тут же раздарила. Попробовали было в музыкальном магазине предложить, но там это восприняли с недоумением. А фанаты, «электорат» – ищут! Очень быстро отреагировали казанские пираты, так что половина всех дисков – пиратские. И теперь меня все время спрашивают: «Когда будет второй альбом?» Будет, но надо же закончить одно-второе-третье, надо писать второй том «Арии Маргариты», потому что я уже устала объяснять, что песня «Улица роз» - это не про Жанну Д’Арк. Надо же, наконец, рассказать про кого это... Народ требует второго тома, да и перед издателем мне уже неудобно, сроки-то какие-то были поставлены... Но писался кипеловский альбом, теперь арийский .... Идея вашей «Арии Маргариты» в расшифровке ваших же текстов. Это оказалось необходимо? Должна ли быть понятной поэзия? Мне часто пишут люди «Маргарита, я не понимаю, о чем вы пишите». Действительно иногда сложно понять. Мне нравится, когда получаются «многослойные» тексты – каждый их понимает по-своему, или по-своему не понимает. Один видит верхний пласт, другой докапывается до середины, третий идет еще глубже и находит там то, чего не ожидал найти. Одномерность текстов оставим эстраде. Эталоном для меня всегда были Брюс Дикинсон, вокалист «Айрон Мейден» и бас-гитарист той же группы Харрис. Те, кто обвиняют меня в смысловой перегруженности песен, пусть ознакомятся с их творчеством, желаю приятного знакомства! А в поэзии всегда должна быть тайна, как в женщине – тогда она интересна... Вот я согласилась побеседовать с вами, как говорится, по старой дружбе... Зачем? Чем меньше про тебя знают, тем лучше. «Кто вы, Маргарита? Мы не знаем! Мы слушаем ваши песни, но мы совсем не представляем, что вы такое...» И хорошо! Я сижу тихо, по-булгаковски «починяю примус». Должен быть секрет: что-то всегда недоскажешь, что-то всегда закроешь. И долго будешь тем любезен ты народу... В книге «Ария Маргариты» и лирические отступления, и фантазии на тему песен, сказки, написанные на их сюжет, масса всего. Мне хотелось поделиться с нашими поклонниками всем: какие варианты еще были, как можно расшифровать ту или иную композицию, как одну и ту же песню трактуют сами музыканты и как трактую я... Наконец, окончательный вариант текстов, приведенный в книге, не всегда точный, кстати. Они («арийцы» - М.Т.) при записи что-то меняют и поют не так, как мне хотелось бы. Я не контролирую музыкантов. Я очень волновалась, когда книга вышла – все-таки первый опыт расшифровки текстов, попытка анализа. И было приятно услышать на последнем концерте группы «Ария» с Кипеловым одобрительный крик с боковой трибуны: «Марго, мы читали! Уже два раза прочитали!» Заканчивается концерт, мы с фотографом выходим, а нам навстречу идут трое здоровенных парней. Таких встретишь вечером – на другую сторону улицы перейдешь. Один здоровяк сипит так вежливо: «Руку пожать можно?» «Пожалуйста». «Ты не беспокойся, Марго, я внимательно читаю». Забавно. «Контркультура» и «андеграунд» - это два слова, которые используются почти как синонимы. Вы же их как-то очень четко друг от друга отделяете и если о контркультуре говорить считаете для себя неуместным, то андеграунд на страницах «Забриски Rider» и на вашем сайте обсуждается очень живо. В чем принципиальная разница? Или, как пишет Сосновский в «Забриски Rider», «у каждого свой андеграунд и нечего для этого на телевидение ходить»? Вот, как раз Николай Сосновский, эрудит, филолог, африкановед, специалист по растафари и большой специалист по контркультуре. Я все время «выбиваю» из него статью, чтобы в ней он наконец рассказал всем что такое контркультура. Чтобы все всё поняли. Я думаю, что на сегодняшний момент контркультура это все, что против культуры (ведь «контр» - это «против»). А против - вся массовая культура, с которой мы сталкиваемся каждый день. Культура, условно говоря, – это Варгафтик с его комментариями, это Спиваков, хотя кто-то склонен уже и его в попсовости обвинять. Это Башмет, это Майя Плисецкая, 80-летие которой мы сейчас отмечаем. «Контркультура» - то, что против культуры, в лучшем ее понимании, это все, чем нас кормят СМИ, коммерческий кинематограф, коммерческая литература, телевидение… Кстати, у меня на сайте кто-то из близких к телевизионным кругам написал, что канал «Культура» закрывается и «дети мои» выли в голос... То есть они смотрят этот канал. Недавно там показывали замечательный, еще советский, фильм о Паганини и я узнала о том, что его показывают именно из нашей «гостевой». Потом кто-то не поленился и, обратившись к творчеству, не побоюсь этого слова, великой группы «Ария», вспомнил песню «Игра с огнем», которую мы написали о великом скрипаче... Кто-то полез искать книгу Виноградова «Осуждение Паганини». Началось приобщение к Культуре. А контркультура? Недавно специально посмотрела одну серию «Бригады» (раньше не пришлось), потом, «исходя из Безрукова» в главной роли, переключила на «Есенина» и – остолбенела. Это ни в какие - ни небесные, ни земные, ни адские - ворота не лезет! Такую пошлость нам показали. Жаль Есенина, Маяковского, жалко всех поэтов... Льва Троцкого, которого авторы фильма выставили в роли чуть ли не вампира. Я бы им простила эту шутку. Если бы и сценарист и режиссер были готами!.. Жаль Безрукова. Жаль тех людей, которые это смотрели и приняли все за чистую монету. Неудержимый процесс оглупления, который приведет лишь к появлению послушного мычащего стада, требующего хлеба и низкопробных зрелищ. Но как можно не думать? Как можно не переживать? Недавно я видела одного бомжа в сквере. Пьяный, с серым лицом, сидит на земле у лавочки и кричит: «Я не хочу умирать!!! Я не хочу умирать!!!» Его крик словно зависает в воздухе, никто не обращает внимания, прохожие отворачиваются. У меня все внутри перевернулось. Неужели после такой сцены у человека в голове что-то не включится? Отчаявшийся, опустившийся человек, который потерял все, не важно по какой причине, который наверняка замерзнет ибо наступают холода… И он чувствует это интуитивно, он цепляется за свою сломанную жизнь, кричит: «Я не хочу умирать!!!» А зажравшаяся бомондная Москва цинично делает реалити-шоу «Голод»! Что же получается, как в школе учили, по всем предпосылкам скоро революция будет? Можно предположить, что будет. Все внимание народных масс будет направлено «на решение национального вопроса». Отличный отвлекающий маневр. Не социальный бунт – из-за льгот, из-за платного медобслуживания – нет. И Парижа не будет, будет Париж наоборот, то есть не мусульмане будут громить. Думаю, на религиозно-национальной почве начнется серия погромов, ведь эти настроения подогреваются. Мне тоже многое не нравится в исламизации и мусульманской экспансии. Иммигрантов, как и во Франции, не учат уважать страну, в которой они живут. Россия сейчас, как мертвый лев, которого каждый может пнуть ногой. Что бы ни говорили «верхи» - могущество, сильная армия, рост производства... У «верхов» - своя жизнь за зеркальными стеклами, а у нас - своя, реальная. В 1997 году мы с Кипеловым написали песню «Путь наверх», в которой есть такие строчки: «Эй, жители неба, / Кто на дне еще не был? / Не пройдя преисподней, / Вам не выстроить рай!» Герман Греф говорит, что нам нужно все больше рабочих рук, мы сами не справляемся… Так надо же проводить серьезную и продуманную иммиграционную политику, учитывая опыт западных стран. Но, как пел Стинг «История нас ничему не учит!» В результате мы получим Францию образца ноября 2005 года! И на улицы выйдут скины и те, кто с ними, начнутся погромы, резня… Вот такой хэви-метал в жизни, а не на сцене.

Вы человек «всеядный» и весьма разноплановый. Есть ли какой-нибудь вид творчества, которым вы не стали бы заниматься? Эстрадных песен больше писать не смогу. Делала это раньше для смены обстановки, чтобы не замыкаться в одних рамках – оказалось, что «незззя». Для Игоря Селиверстова написала несколько песен, для «Стрелок» две... Так эти песни мне до сих пор вспоминают – ага, для «Стрелок» писала, предательница! Пришлось на сайте опубликовать текст, чтобы было понятно, что это не так позорно, как думает наш экстремальный «электорат». Две эти несчастные песни перевешивают полнометражные 6 альбомов для группы «Ария». Был у меня однажды душевный порыв, не имевший под собой никакой материальной мотивировки, – подарить пару песен Киркорову для расширения репертуара. И мы с приятелем-футболистом записали две симпатичных песенки. Одна – почти романс, другая – боевая, стопроцентный хит. Но из затеи ничего не получилось. И – к лучшему, «электорат» шутки бы не понял, а моя творческая биография была бы подпорчена окончательно. У вас есть Большая Рок-н-рольная Мечта? В свое время я мечтала, если у меня будет много денег, то построю огромный дом и там открою приют для бездомных детей и собак. И дети, и старики и собаки – все бы поместились... Лишь бы матом не ругались. А сейчас… Я бы все отдала, лишь бы были живы те, кого я так любила.

Максим Туровский