Главная - Zabriski Rider - Статьи из № 14 - Герцоги Амбойские

Герцоги Амбойские

Герцоги Амбойские

THE AMBOY DUKES - Их сиятельства герцоги Амбойские!

…Все мы были ударной силой музыкальной

армии штата Мичиган, но THE AMBOY DUKES

были лучшими…

Т. Ньюджент

1. Детство Мичиганского Рока

В середине 60-х главные творческие силы американского рока были сконцентрированы в основном в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, даже такой огромный мегаполис как Нью-Йорк терялся в тени этих двух городов. И пусть калифорнийский саунд доминировал на музыкальном рынке Соединенных Штатов, но и выходцам из северо-восточной части страны было что сказать и показать. Детройт - автомобильная столица США, с начала 60-х считалась так же столицей “черной” музыки. С конвейера музыкального гиганта «Motown Records» регулярно выходили соул-хиты, занимавшие верхние строчки национального хит-парада. Во второй половине десятилетия положение начало круто меняться: появилось огромное количество белых групп, исполнявших дикий и необузданный рок. Это были Mitch Ryder And THE DETROIT WHEELS, SCOTT RICHARDSON CASE, MC5, FRIJID PINK и, конечно же, THE AMBOY DUKES, группа по праву считающаяся олицетворением “саунда Детройта”. Вот о них-то я и собираюсь поведать читателям «Забриски».

Вся история группы неразрывно связана с Тедом Ньюджентом, известным также под прозвищем “Безумец из города автомобилей” (Ted “Motor City Madman” Nugent).

Тед родился 13 декабря 1948 года в Детройте. Начав в девять лет учиться играть на гитаре, он вскоре уже весьма прилично владел этим инструментом. Где-то на рубеже 1959-60 годов Ньюджент решил, что пришло время взбираться на музыкальный Олимп и вместе со своим приятелем барабанщиком Томом Ноэл (Tom Noel) затеял проект ROYAL HIGH BOYS. Ребятами они были амбициозными, о чем красноречиво говорит название их следующей группы - THE LOURDS (производное от “lords” - боги). Этот состав появился на свет в 1962 году, когда к нашим героям присоединились басист Пит Примм (Pete Primm), вокалист Джон Дрейк (John Drake) и второй гитарист Джон Финли (John Finley, позднее он объявился в составе RHINOCEROS).

Несомненно, THE LOURDS были значительным шагом вперед по сравнению с ROYAL HIGH BOYS и постепенно начинали приобретать популярность в определенных кругах. И тут судьба подарила группе шанс, которым музыканты немедленно воспользовались: THE LOURDS попали на конкурс начинающих рок-н-ролльных групп. Кроме группы Теда Ньюджента было еще шестьдесят претендентов на победу, но обнаглевший Тед во время своего соло в “Shake A Tail Feather” вскочил на стол судейской команды, чем сразил всех судей наповал. THE LOURDS заняли первое место, и три песни в их исполнении увидели свет на сборнике Long Hot Summer (Friday At Cafe A Go Go). Команда выступала на разогреве у звезд первой величины, типа SUPREMES и BEAU BRUMMELS.

И все бы шло прекрасно, да вот маленькая незадача - в 1965 году отца Теда Ньюджента перевели в Чикаго, и он, естественно, решил перевезти туда всю семью. Такой поворот событий в корне не устраивал участников THE LOURDS, и они отправились в компанию, занимающуюся трейлерными перевозками, и вывели из строя все трейлеры, для того, чтобы помешать переезду Теда в Чикаго! Вот как вспоминает сам Ньюджент последствия этого «терракта»: «Отец притащил меня в парикмахерскую, где меня остригли “под ноль”. Он грозился уничтожить и все мои гитары, но, зная, как много они для меня значат, все же разрешил мне их оставить».

2. Почему Морковка Оранжевей Апельсина?

Перебравшись в Чикаго, Тед начал с двойным упорством практиковаться в игре на гитаре и подыскивать единомышленников для создания новой группы. Его старания увенчались успехом, и уже в 1966 году на свет появилась команда, названная THE AMBOY DUKES (англ. - «Амбойские герцоги»). В одном из интервью Тед признался, что позаимствовал название у одной из детройтских блюзовых групп, которая канула в Лету, подарив название более удачливым преемникам. Была еще и английская, полузабытая группа с таким же названием и, поэтому, чтобы избежать путаницы, наши герои иногда добавляли к своему названию приставку «American». А еще раньше вышел роман «Амбойские герцоги», посвященный известной уличной банде, бесчинствовавшей в конце 50-х на улицах города Перт Амбой, штат Нью-Джерси.

Первым в компанию записался старый приятель еще по THE LOURDS Джон Дрейк, которого Ньюджент вызвал из Детройта. Остальных удалось найти в Чикаго. Этими счастливцами оказались: Стив Фармер (Steve Farmer) - гитара, Рик Лобер (Rick Lober, в некоторых источниках пишется «Loeber») - клавишные, Билл Уайт (Bill White) - бас и Дэйв Палмер (Dave Palmer) - ударные. Тед Ньюджент и Ко быстро собрали свою аудиторию в Чикаго и окрестностях: «Мы начинали как разогрев для SHADOWS OF THE KNIGHT, во время их выступлений в Чикаго, и со временем стали самой горячей группой Иллинойса», - вспоминает Тед с присущей ему скромностью. Ньюджент и Дрейк решили, что имеет смысл перебраться обратно в Детройт, где дух большинства групп был значительно ближе к тому, что делали THE AMBOY DUKES. Летом 1967 года группа переезжает в Детройт, где ими заинтересовались представители «Mainstream Records».

В декабре 67-го вышел дебютный альбом наших героев, записанный всего за одну ночь. Первым хитом в репертуаре THE AMBOY DUKES стала кавер-версия «Baby Please Don’t Go», песни, принесшей немало дивидендов многим, начиная с THEM и Paul Revere And THE RAIDERS, заканчивая BUDGIE и AC/DC. А сам альбом добрался до скромного 176-го места в хит-параде американского музыкального журнала «Биллборд». После появления этой работы начались изменения в личном составе группы, происходившие по большей части из-за крайней нелюбви, если не сказать ненависти, к наркотикам со стороны Теда Ньюджента. На фоне тотальной наркомании, царившей, как среди музыкантов, так и среди посетителей концертов, Ньюджент выглядел даже не белой вороной, а просто каким-то пришельцем со звезды Альдебаран! Но, похоже, стимуляторы ему были не нужны, ведь недаром Тед получил прозвище «Мотор Сити Мэдмэн». К слову сказать, THE AMBOY DUKES были большим парадоксом - группа психоделического рока, у «руля» которой стоит человек, совершенно далекий от наркотиков. Это в очередной раз подтверждает мысль, что для создания психоделии не обязательно быть «торчком», а просто нужно иметь немного («немного» как раз не спасает! – профессор Райдер, - лучше, чтобы «много») фантазии и творческой смелости.

Но я, пожалуй, отвлекся. Первыми из THE AMBOY DUKES были удалены Рик Лобер и Билл Уайт. Последний сейчас работает с группой THE DIAMOND DUKES, которая записала уже два альбома. Вместо выбывших появились басист Грег Арама (??) и клавишник Энди Соломон (??), который стал большой находкой для группы. В таком составе THE AMBOY DUKES записывают свой самый успешный альбом Journey To The Center Of The Mind, который увидел свет в апреле 1968 года. На запись этого диска ушло всего пять дней. Процесс развития группы шел полным ходом, теперь это был уже тяжелый психоделический блюз, похожий на то, что делали калифорнийцы IRON BUTTERFLY и STEPPENWOLF, но исполнялся он с чисто детройтским энтузиазмом и напором.

Заглавный номер альбома ворвался в верхнюю двадцатку и занял 16-е место в национальном хит-параде США, это был наибольший успех, выпавший на долю THE AMBOY DUKES (эту вещь так же можно найти на сборниках Nuggets, Vol. 1 и Best Of 60’s Psychedelic Rock). За это некоторые писаки даже причисляют их к числу так называемых “One Hit Wonders” (“герои одного хита”), но, конечно же, они не правы, ведь нельзя же судить о творчестве группы по достижениям в хит-парадах. Большинство песен писали Тед Ньюджент и Стив Фармер, причем независимо от того, кто из них являлся автором, в исходных данных всегда значились оба. Так выражалось своеобразное стремление Теда и Стива стать композиторским тандемом Ленноном-Маккартни №2, если не мирового, то уж точно американского рока. «Многие песни, соавтором которых значится Стив, я написал полностью сам. “Dr. Slingshot”, “Flight Of The Bird” и “Surrender To Your Kinks” - все мои. С другой стороны есть много вещей, где Стив записал меня в соавторы, хотя никакой нужды в этом не было», - рассказывает Ньюджент о работе с Фармером.

Чистка рядов продолжалась, и следующей жертвой антинаркотической политики Теда Ньюджента стал Джон Дрейк. Вот как это описал сам Тед: «Мне было тяжело увольнять его, ведь он был оригинальным участником и настоящим лидером THE LOURDS. Более того, он был единственным из THE LOURDS, кого я перевез в Чикаго для создания THE AMBOY DUKES после того, как он вернулся из армии. Для меня он был настоящим героем, но мне пришлось избавиться от него». Среди множества претендентов на роль вокалиста музыканты выбрали весьма интересного человека по имени Расти Дей (Rusty Day, урожденный Рассел Эдвард Дэвидсон). Перед этим он выступал с собственной группой Rusty Day And THE MIDNIGHTERS, а еще раньше - по слухам - засветился в составе Mitch Ryder And THE DETROIT WHEELS.

C новым фронтменом THE AMBOY DUKES в 1969 году записали очередной альбом Migration, который, по мнению, Теда Ньюджента пришелся на период наибольшего творческого расцвета группы. «Я просто не мог нарадоваться на этот альбом… Большая часть нашего шоу в тот период представляла собой мою инструментальную работу, потому что я был настоящим творческим су-ки-ным-сы-ном с гитарой! Альбом оставался моим любимым очень долго. Там было много отличного материала, куча приколов, мы прогрессировали как группа. Но процесс развития не был долгим - его постоянно тормозили наркотики», - так емко Ньюджент описал тогдашнее состояние группы и свое собственное.

И, наконец, терпение у Теда лопнуло («Я чувствовал себя, мать их так, нянькой!»), он взял и выгнал всех, кроме клавишника Энди Соломона. Расти Дей вместе с Кармайном Эпписом (Carmine Appice), Тимом Богертом (Tim Bogert) и Джимом Маккарти собрали новую группу CACTUS, которая выпустила три альбома. Позднее Дей работал с DEALER’S BLUES BAND. Расти все же попытался возродить CACTUS, но его “основное занятие”, а именно работа пушером, сыграло с ним дурную шутку: 4 июня 1980 года Расти Дей был застрелен своим подельщиком. Трагедия была «двойной» - вместе с Деем погиб его двенадцатилетний сын… Басист Грег Арама записал альбом с группой Дика Вагнера (Dick Wagner, ex-ALICE COOPER BAND, FROST) под названием URSA MAJOR и, в конце концов, умер от передозировки героина. Дэвид Палмер (David Palmer) решил попробовать себя в роли инженера в знаменитой студии «Electric Lady», созданной легендарным гитареро Джими Хендриксом. Среди его клиентов были все те же CACTUS и еще много различных групп, например, HUMBLE PIE и FACES.

Тяжелее всего Теду далось расставание со Стивом Фармером, который внес огромный вклад в процесс становления группы, но решение было однозначным: «Я поступил так же со Стивом Фармером, он был бесценной творческой индивидуальностью, но любил “поймать кайф” и был таким безответственным, что с ним невозможно было спокойно переместиться из пункта А в пункт Б. Одних идей слишком мало для нормальной жизни группы». Позднее Стив объявился в составе BABYLONIAN TILES, да и в этой истории он еще появится, но чуть погодя.

Возникает вопрос: «Так почему же морковка оранжевее апельсина?» - да черт его знает! Просто песня такая у THE AMBOY DUKES есть «Why The Carrot More Orange Than Orange»…

Бешеная манера игры на гитаре Наджента очень быстро сделала AMBOY DUKES одним из основных гастролирующих составов того времени. Типичная гаражная панк-группа 60-х, THE AMBOY DUKES, как и большинство команд этого направления должны были исчезнуть после 1969 года, однако неуемная энергия Наджента и его энтузиазм еще долго держали их на плаву.

3. Герцоги - Стадия Одичания

Оставшиеся Ньюджент и Соломон решили сильно состав не раздувать - Тед остался единственным гитаристом, а Энди стал совмещать роль клавишника и вокалиста. Добавили только ритм-секцию: Би. Джей. Найт (B. J. Knight) - ударные и Боб Грэнж (Bob Grange aka Robert La Grange) - бас. В формате квартета THE AMBOY DUKES записали новый альбом Marriage On Rocks - Rock Bottom. Кроме перетряски состава музыканты решили сменить и фирму - теперь изданием винилового материала группы занялась фирма «Polydor». В связи с происшедшими переменами претерпел метаморфозы и саунд THE AMBOY DUKES - гитара окончательно и бесповоротно утвердилась в роли лидирующего инструмента.

Однако большой успех так и не приходил, и THE AMBOY DUKES сосредоточились на концертной работе, результатом которой и стал “живой” альбом Survival Of The Fittest - Live. Он был записан с новым басистом Робом Разга (Rob Ruzga), правда, Роб надолго в группе не задержался, и после выхода альбома в THE AMBOY DUKES вернулся Боб Грэнж. В это же время Тед решил ввести коррективы в политику “партии и правительства”, модернизировав название группы, - теперь она стала называться Ted Nugent & THE AMBOY DUKES.

В хит-парадах пластинка достигла только скромной 129-й отметки, и, почувствовав, что он взвалил на себя непосильную ношу, Тед Ньюджент взял отпуск. А устать действительно было от чего: «Я вытаскивал чуваков из тюряги, потому что кого-то из них застремили с “травой”. Я так же был роуд-менеджером. Я следил за сохранностью всего нашего оборудования. Проститутки в вашем городе индивидуалки Челябинск Каталог с девушками легкого поведения Я заменял масло в автомобилях. Я водил наш грузовик. Я договаривался со всеми гостиницами. Я вел бухгалтерию. Я делал все! В итоге у меня начались судороги в области задницы. Из-за них я мог иной раз свалиться прямо на сцене. Так впервые в жизни я решил взять год отдыха».

Тед, вдоволь наохотившись (не секрет, что среди рокеров он лучший лучник) и отдохнув от былых потрясений, решил вернуться на большую сцену. Он подписал новый контракт для группы с независимой фирмой «Discreet Records» и занялся подбором музыкантов для нового состава THE AMBOY DUKES. Из бывших коллег по предыдущим реинкарнациям группы Ньюджент пригласил только басиста Роба Грэнжа, остальные же новоявленные “герцоги” были личностями абсолютно неизвестными: Гэбриел Магно (Gabriel Magno) - клавишные, Вик Мастрианни (Vic Mastrianni) - ударные и новый певец Энди Джезовски (Andy Jezowski). В 1973 году увидел свет первый продукт «новой» старой группы Call Of The Wild.

В это же время Тед Ньюджент принял решение серьезно заняться созданием своего имиджа суперзвезды. Он стал периодически устраивать гитарные дуэли с известными супергитаристами: Фрэнком Марино (Frank Marino - из MAHOGANY RUSH), Уэйном Креймером (Wayne Kramer - из MC5) и Майком Пинерой (Mike Pinera - из BLUES IMAGE, IRON BUTTERFLY, RAMATAM, NEW CACTUS BAND, THEE IMAGE, ALICE COOPER BAND, CLASSIC ROCK ALL STARSWORLD CLASSIC RROCKERS). Причем зачастую потенциальные дуэлянты узнавали о начале состязания прямо по ходу собственного выступления… Да и Ньюджент не всегда выходил победителем в схватке - мастерство нашего героя под сомнение не ставится, но и соперники у него были весьма и весьма достойные. Как бы там ни было, а зрителям эти мероприятия очень даже нравились, а, следовательно, к поставленной цели Тед Ньюджент продвигался. Постепенно.

Перед записью очередного альбома в группе вместо клавишника Гэбриела Магно появился второй гитарист с загадочным именем Атросиус Теодолиус (Atrocious Theodolius), которым, на самом деле, был никто иной, как сам мистер Ньюджент. Ted Nugent & THE AMBOY DUKES записали очередной диск Tooth, Fang And Claw, и вдруг на Теда Ньюджента совершенно неожиданно свалились плоды его нелегкой работы: фирма «Epic» предложила ему контракт как сольному исполнителю.

4. Дикарь Выходит На Сольную Тропу

Тед Ньюджент не стал долго размышлять и принял предложение «Epic». Этим решительным шагом он поставил жирную точку в истории THE AMBOY DUKES. В новую группу с неофициальным названием TED NUGENT BAND вошли поющий гитарист Дерек Сент.Холмс (Derec St. Holmes), ударник Клифф Дэвис (Cliff Davies, ex-IF) и наш старый знакомый Роб Грэнж. Во второй половине 70-х Ньюджент записал ряд супер-популярных альбомов Cat Scratch Fever (1977), Double Live Gonzo (live 1978), Weekend Warrior (1978). Теперь это был уже достаточно традиционный хард-рок, но очень даже заслуживающий всяческого внимания и уважения. Не была забыта и визуальная сторона дела: наш «Мэдмэн» начал раскручивать имидж пещерного человека, но и здесь не обошлось без скандалов: во время одного из концертов прикрывавшие его натренированное тело «неандертальские шкуры» рассыпались на мелкие кусочки, и Тед предстал перед честным народом в костюме Адама, что естественно только подлило масла в огонь его популярности.

Ближе к началу 80-х показатели продаж альбомов Теда Ньюджента стали заметно падать. Что поделать - творческий кризис может с каждым случиться. Но он, хитёр-бобёр, не растерялся и нашел достойный выход из создавшейся застойной ситуации - взял и затеял супергруппу DAMN YANKEES. Здесь компанию ему составили уважаемые деятели американской рок-сцены: гитарист-вокалист Томми Шоу (Tommy Shaw, ex-STYX), басист Джек Блейдс (Jack Blades, ex-NIGHT RANGER) и молодой, но подающий надежды барабанных дел мастер Майкл Картеллоне (Michael Cartellone). В начале 90-х DAMN YANKEES записали два альбома мелодичного хард-рока, после чего их популярность начала падать, и музыканты решили временно притормозить деятельность группы. Тед Ньюджент вернулся к сольной работе, а в последнее время и DAMN YANKEES периодически собираются вместе, более того есть информация о подготовке к выпуску их нового альбома.

Во второй половине 90-х Стив Фармер заключил контракт с компанией «St. Thomas Records» и вернулся к активной деятельности. После нескольких мелких релизов (в том числе и на сборнике Saints & Sorceres Vol. 4) Стив в 2000 году сделал серьезную заявку с новым альбомом Journey To The Dark Side Of The Mind. Эта работа посвящена бывшим коллегам Стива по THE AMBOY DUKES Грегу Араме и Расти Дею, которые, увы, уже покинули сей бренный мир… Зато мистер Фармер, как и в конце 60-х, снова полон энергии - по последним сведениям уже на подходе его новейший концертник Steve Farmer ‘Live’ In the Motor-City!!!.

5. Тед Ньюджент, Как Зеркало Популярной Музыки

В конце этой истории хочу привести еще несколько высказываний Теда Ньюджента по поводу его коллег-музыкантов, как попсовиков, так и рокеров. Правда, это интервью м-р Ньюджент дал еще в феврале 1988 года, и имена некоторых из этих звезд 80-х сейчас уже почти забылись. Но думаю то, что вы прочтете ниже, прекрасно отражает характер бывшего лидера THE AMBOY DUKES.

Итак, начнем. Первый в списке Майкл Джексон: «Несмотря на то, как я ненавижу Майкла Джексона, он невероятно талантлив. Только думаю, как человек он потерян. Ты же не переделываешь свои щеки, подбородок, нос, глаза, волосы и не носишь столько косметики, что черные уже не принимают тебя за своего».

Второй - Бой Джордж: «Человек он хреновый. Даже, несмотря на то, что он всегда выступал против наркотиков, но, сколько членов он отсосал? Не люблю таких людей - больные они».

Далее:

«BON JOVI стоят того, что имеют, потому что они делают невероятный рок-н-ролл, основанный на ритм-энд-блюзе. Когда я джемовал с ними, для меня это было все равно, что играть с ветеранами из какой-нибудь блюзовой группы».

«Girls, Girls, Girls MOTLEY CREW - показывает все то лучшее, на что способна группа».

«Альбом Whitesnake (1987) - фантастический, полный души диск».

«ZZ TOP делают фантастический материал, как впрочем, и CINDERELLA на их первом альбоме».

«Недавний альбом AEROSMITH (Permanent Vacation) - лучшее, из того, что они когда-либо делали».

«Я выступаю перед KISS, но никогда их не любил. В их музыке нет души. Но в своей области они лучшие. Некоторые песни, вроде «Crazy, Crazy Nights» - просто великие вещи».

«Расскажу тебе о том, что я ненавижу в современной музыке. Сейчас развелось много групп, которые выглядят так, как будто они продают одежду для фотосессий и при этом носят одинаковые парики. Они все клоны друг друга. Нет никакого творчества. Один и тот же звук гитар. Все тот же скрипучий вокал…»

«Рэнди Калифорния, Майкл Кнаст (Michael Knust - из FEVER TREE) и я были единственными гитаристами, кто умел работать с feed-back’ом».

О том, что маэстро не любит: «Я не знаю, почему люди так торопятся раскритиковать то, что я делаю, и аплодируют глупым шуткам кого-нибудь другого. Я смотрю все эти программы про людей, которые, наконец, отказались от героина, или, наконец, вышли из запоя, или получили озарение свыше и убили кого-то, или трюк с «Борн-эгейн Христианами». Грязные ублюдки - я бы застрелил их всех! А эти евангелисты - невероятно, и люди покупают это дерьмо! Я ничего не пропустил?»

И в самом конце о том, каким Тед хотел бы видеть свое будущее: «Мое будущее, это то, от чего у меня “срывает крышу”: рок-н-ролл, охота, гонки на внедорожниках и все то, что я люблю делать».

Павел Гречановский

THE AMBOY DUKES:

John Drake - vocals

Ted Nugent - guitar

Steve Farmer - guitar

Rick Lober - keyboards

Bill White - bass

Dave Palmer - drums

LP

1. THE AMBOY DUKES 1967 (Mainstream)

John Drake - vocals

Ted Nugent - guitar

Steve Farmer - guitar, vocal

Andy Solomon - keyboards, vocals

Greg Arama - bass

Dave Palmer – drums

LP

1. Journey To The Center Of The Mind 1968 (Mainstream)

Rusty Day - vocals

Ted Nugent - guitar

Steve Farmer - guitar, vocal

Andy Solomon - keyboards, vocals

Greg Arama - bass

Dave Palmer - drums

LP

1. Migration 1969 (Mainstream)

Ted Nugent - lead guitar

Andy Solomon - keyboards, vocals

Bob Grange - bass

B. J. Knight - drums

LP.

1. Marriage On The Rocks - Rock Bottom 1970 (Polydor)

As Ted Nugent And THE AMBOY DUKES:

Ted Nugent - lead guitar

Andy Solomon - keyboards, sax, vocals

Rob Ruzga - bass

B. J. Knight - drums, vocal

LP.

2. Survival Of The Fittest - Live 1971 (Polydor) live

Andy Jezowski - vocals

Ted Nugent - lead guitar, vocal

Gabriel Magno - keyboards, flute

Bob Grange - bass, vocal

Vic Mastrianni - drums, vocal

LP

1. Call Of The Wild 1973 (Discreet)

Andy Jezowski - vocals

Ted Nugent - guitar

Rev. Atrocious Theodolius (AKA Ted Nugent!) - guitar

Bob Grange - bass

Vic Mastrianni - drums

LP

1. Tooth, Fang and Claw 1974 (Discreet)