Главная - Zabriski Rider - Статьи из разных номеров - Основы эстетики или почему нас заводит этническая музыка

Основы эстетики или почему нас заводит этническая музыка

Основы эстетики, или Почему нас заводит этническая музыка

Тезисы:

Золотое сечение, дольник, синкопа и интервалы меньше темперированного )комма, блюзовые ноты). Эстетика отличается от геометрии тем, что есть правила, но искусство начинается там, где есть некий сдвиг, нарушение правил – при этом они обязательно должны быть известны зрителю, слушателю или читателю и подразумеваться. В пределе – это прием значащего отсутствия, лакуны, когда эстетическое воздействие достигается «обманутым ожиданием». Синкопа или то, что Годо так и не приходит – все равно. Искусство есть вычитание, - говорил Малевич. Но вычитание из чего-то. Поэтому мы воспринимаем «экзотическое искусство» не так, как носители этой культуры, вернее, совсем не так, встраивая произведение в систему собственной культуры. Но именно поэтому – в чем-то богаче.

О важности ГОСТов, или Страшная тайна шоу-бизнеса (юношам до 20 лет рекомендуется читать лишь с согласия родителей: Explicit truth)

Названия стилей и жанров для музыки судьбоносны. Музыкантов побуждает к творчеству многое, у воротил же звукозаписи один стимул: продать. А записывать и продавать «в промышленных масштабах» можно только при одном условии: стандартизации продукта. «Музыкальный продукт» (чур, то не я так цинично назвал, это практика шоу-бизнеса такова, я ее лишь описываю, а моральные оценки у меня таковы же, как и у читателя, поэтому их опускаем) требует «продвижения» (говоря похабным языком участников процесса, «раскрутки»), а чтобы реклама окупилась, вслед надо пустит еще много сродного «продукта» того же «формата» - вот тогда его будут брать уже потому, что товар знаком и понравился. В маркетологии это называется брендированием. Если отбросить 5% любознательных и «завернутых», ради которых даже и стараться не стоит, ибо не наживешь палат каменных, остальные возьмут только уже знакомый бренд, качеству которого доверяют. Все равно, о музыке речь или о жевательной резинке. 95% потребителей «музыкального продукта», придя прикупить «музона», возьмут известную группу «А» и не возьмут неизвестных им «Б» (при этом «А» может быть хоть Томом Уэйтсом или Лу Ридом, а «Б» - слащавой попсой – дело не в этом), а из двух неизвестных – то, на чем будет стоять уже известный им бренд: «бритпоп, хаус, рэгги, нью-эйдж – знаю, возьму, а что за …… такой – не знаю и не возьму». Но если на этого же ……навесить бирку:….., он разлетится нарасхват.

Some of the music styles include Rai, Trance, Juju, Soukos, South African Township, Celtic( including Galicia, Bretagne, Wales; Flamenco, Catalan Rhumba, Italian Roots, Tarantella, Bal Musette, Fado, Nova Cancao, etc.) Rembetika, Laiko, Thrace, Ladino, Arabesque, Gazil, Sufi, Gypsy/Romani, Wedding, Klezmer, Scandinavian, Raga, Bollywood, Japanese, Dijeridou, Samba, Bossa Nova, MBP, Tango, Neuva Cancion, Son, Danzon, Rumba, Salsa, Reggae, Ska, Dub, Merengue, Compas, Soca, Mariachi, Ranchero, Tejano, Cajun/Zydeco, Bluegrass, and American Indian

Вот многие ли из вас возьмут …., если вы его не знаете, а написано: кантри? Или диско. (ПОДУМАТЬ НАД ПРИМЕРАМИ)

В музыкальном магазине все расклассифицировано по «стилям», «жанрам», «направлениям». Никто не станет копаться на полке «неидентифицированное».

Назови обветшавшую оперетту мюзиклом – и аншлаги, как при Кальмане и Оффенбахе. Кто вместо неприглядного «блатняка» придумал тому же самому говну бренд «русский шансон» - хоть и сволочь, но умница и профессионал в своем позорном и доходном деле. Викторина: вот чем R&B отличается от R&R? Или соул от Urban contemporary music? Правильный ответ: да ничем, кроме позиционирования. Была в музыкальных магазинах (а соответственно, и в чартах) такая рубрика для «черной» музыки: Jazz and Blues. К концу 40-х джаз из популярной музыки превратился в элитарную (оговорюсь, что это был уже другой джаз: неистовый, бешеный и не годящийся для «приятного прослушивания» фри-джаз и би-боп и противостоящий им рассудочный интеллектуальный cool). Т.е. джаз стал брендом для избранных: тоже не беда, потребителей на порядок меньше, зато постоянные и готовы платить дороже. «Фольксвагены» миллионами, конечно, продавать выгоднее, но «Бентли» и «Роллс-Ройсы» сотнями - тоже прожить можно. Стали джаз ставить на отдельную полку. А для «массового покупателя» «черное направление» переименовали в Rhythm&Blues. Слушали его (и покупали) в подавляющем большинстве афроамериканцы. В середине 50-х эта музыка получила вдесятеро большую аудиторию за счет белой молодежи. Чтобы ее не отпугивала «расово ориентированное» позиционирование R&B, ту же самую музыку, но уже (хотя не обязательно) в исполнении белых музыкантов назвали Rock&Roll. Кстати, само разделение на поп- и рок- появилось …..Фил Окс стебается над «Битлз» - это первое известное мне употребление слова «попса» в уничижительном значении.

Попса паразитирует на альтернативе, в этом ее природа. В попсовый куплетик надо обязательно поместить намек на конопельку, будто нечаянно чтоб не привлекли. Или ……..Киркоров

Маршаны, продавцы картин, появились раньше, чем звукозаписывающие компании –в середине 19 в., но законы торговли искусством сложились уже тогда. Художник должен быть талантлив, плодовит и беден. Лучше всего, если он создал множество произведений, не признанных долгое время и недорого стоящих. Но гениальных или хотя бы талантливых. Тогда его имеет смысл «раскручивать», предварительно дешево скупив шедевры. Рембрандт, Ван Гог, Модильяни

История с попыткой Криса Блекуэлла (Island) раскрутить на смену Бобу Марли Кинга Санни Аде.

Тимбукту, рок-столица пустыни.

Али Фарка Туре происходит из народа сонгаи (сораи), что в тех местах само по себе повод для гордости.

Али – противопоставить Маджеку Фашеку

Вообще взять из интервью А Ф Туре

…………………………………….

Мало того, из аристократического рода, потомков испанских «мавров», смешавшихся с сонгаи в конце 16 века. В самой Испании «мавров» к тому времени уже сто лет как не было – испанцы изгнали их, а заодно уж и евреев, в Северную Африку, чтобы строить собственную суверенную монархию, а базары отдать коренному населению. Но с собою в Марокко и Мавританию «мавры» принесли сложившуюся на Пиренеях за 700 с лишним изысканную культуру, смесь арабских, берберских и иберийских влияний. Частью этой культуры стал музыкальный стиль аль-андалуз, основной эстетический принцип которого – тараб (таараб), возникающее у музыкантов и слушателей под влиянием музыки и текста состояние экстаза, восторга, прозрения, - то, что косноязычные называют драйвом. Само состояние называется «салтана» и сродни суфийскому «ваджд».

Откуда в окрестностях Тимбукту взялись «мавры» из Марокко, да еще репатрианты из Испании – история отдельная.

Тимбукту основали туареги[1] в 11 веке. Как раз на границе Сахары и Сахеля, где могли отдохнуть караваны, пересекшие пустыню и откуда другие караваны отправлялись в пески на Север. Сахель (по-арабски «берег») – это окраина пустыни, полупустыня. Город стал торговым перекрестком в транссахарской караванной торговле, которая играла для Северо-Запада Африки даже большую роль, чем Великий шелковый путь или Путь из варяг в греки. Здесь же были Исламский Университет Санкоре и библиотека, если верить африканским и афроамериканским историкам, - не имевшие равных в Средние века. Маркус Гарви и старейшины растафари неизменно вспоминали их как символы величия на фоне мракобесия и невежества средневековой Европы. Есть даже такая растаманская по духу книжка, возвеличивающая древнюю историю Африки: «Из Вавилона в Тимбукту».[2] По крайней мере, Тимбукту стал одним из главнейших центров мусульманской учености и суфийской мудрости. В 15-16 веках Тимбукту стал городом легендарным, сказочным, таинственным городом-миражом, о богатстве и великолепии которого рассказывали истории по всему Старому свету, но который мало кто видел – в Европе о нем знали исключительно по рассказам арабских путешественников. А те уж такого порассказали: едва ли не улицы золотом мощеные. Может, как люди восточные, ибн Батута и другие странники чего и преувеличили. Бывает: учебники тоже ведь врут, «арабский путешественник» ибн Батута на самом деле был бербером, так чего уж упрекать людей, вернувшихся из странствий и распаленных впечатлениями.

Вон в песне группы «Секрет» Тимбукту вообще назван бухтой, хотя до моря от него 1 300 км, и даже до реки Нигер – километров 15. Пустыня вокруг. Так что ибн Батута рассказывал еще сравнительно правдиво.

Тимбукту на века стал городом-мифом, символом, вроде Рио-де-Жанейро, Лас Вегаса, Вудстока, Урюпинска или Парижа – какие там еще есть города одновременно реальные и мифические?

Появилось много охочих завоевать Тимбукту. В 1468 город захватили сонгаи, народ Али Фарка Туре. В 1591 году султан Марокко послал войско покорить Тимбукту и установить контроль над торговлей золотом и солью, скотом и рабами (по тем временам – все равно что нефть и газ, да). Это войско и состояло из «мавров». Затем «мавры» перессорились между собой, затеяли междуусобицы в ущерб караванной торговле, что привело Тимбукту к упадку. Сами же «мавры» смешались с местной аристократией без следа, оставив по себе в потомках лишь заносчивость и претензии на особую знатность.

К 1800 году, когда туареги вернули себе город, Тимбукту лежал в развалинах – не от врагов, а просто глинобитные здания требуют заботы и обновления. Торговля зачахла, и лишь работорговля процветала как никогда - но уже не патриархальная, а жестокая, «экспортная». В 1813 город захватили фульбе (пёль, фулани), развернувшие священную войну за чистоту Ислама против «погрязших в пороке и роскоши» султанатов хауса, по сегодняшним меркам живших скромно и богобоязненно. Режим был схож с талибаном и отбросил возникновение пустынного блюза на полтора с лишним века. В 1840 город перешел к родственным фульбе тукулер, тоже воинам Ислама.

Французская Академия пообещала премию первому европейцу, который доберется в сказочный город. В 1826 британский майор Гордон Лэнг пересек Сахару с Севера и дошел до города – первым из европейцев. Но был вмиг изобличен как шпион и убит. В 1828 до города добрался француз Рене Кайе. Но и он премии не получил: когда он вернулся и рассказал, что побывал в сонном бедном селении из нескольких десятков убогих глинобитных домишек, то и он тоже был изобличен – уже как лжец. Ясно было всем, что ни в каком Тимбукту Кайе не бывал, а повернул назад после первой попавшейся деревушки. Ведь всему миру известно о роскоши, великолепии и богатствах Тимбукту.

Поделом Кайе: он не заслуживал премии. Кому нужна такая правда?

…………………….

Общество манде и большинства соседних народов строилось совсем как советское: в нем была знать, вассалы (они же и «сельские хозяева»), интеллигенты-гриоты, основной обязанностью которых было восхвалять эту знать, и рабы, - никаких других классов в этом обществе не было. Рабство было легким, патриархальным, зачастую формальным – не то что в Америке. Поэтому больше всего рабы боялись, что хозяева продадут их в Америку, где трудящимся живется очень плохо. Рабы могли выбиться в знать. Поэтому отношения между родами-семействами были очень запутанными и переплетенными. Какое семейство у какого когда числилось в рабстве – не всегда представлялось возможным установить. Поэтому ссоры обычно сводились к выяснению, чьи предки у кого были рабами.

Джелимади Тункара…………………..

Поскольку хвалебные (величальные) песни были не только главным жанром искусства народов манде, не только важнейшим из всех искусств, но и основой социальной коммуникации, на которой и держалась вся общественная структура, то музыкальное искусство небывало процвело. Можно сказать, нигде не встретить столь широко распространенной, утонченной и глубокой музыкальной культуры, как в Мали и окрестностях. Можно сравнить разве что с Италией 18-19 веков. И это имело далеко-далеко идущие последствия для облика мировой рок-музыки.

Еще одна музыкальная столица Сахеля – город Туба в Сенегале, духовный центр суфийского ордена мюридия.

Муса Дьенг Кала – на Sufi Soul, диск 2.

Это примерно как аутентичные песнопения братии растафари (вроде Rastafari Elders) и рэгги, продаваемым в магазинах.

Шейх Амаду Бамба был последователем великого суфийского мистика 12 века аль-Газали.

Фанк – почти в каждой песне того же Джеймса Брауна можно спеть верхнюю и нижнюю ноты на полтона, тон – да на сколько угодно - выше или ниже. Никакой фальши не появляется. Здесь важны не мелодия, а восходящий или нисходящий тон (песня обычно и строится на трех нотах), но главное – самодовлеющий сложнейший ритм.

Басовая партия в классическом рок-н-ролле обусловлена от ладовым строем маримбулы – так на Кубе называли маримбу с низким звучанием.[3]

Я собираю нечто среднее между аутентичной музыкой (которой

больше не существует даже у пигмеев, разве что в архивных записях 30-х

годов) и афропопом (ну, то, что Гэбриэл раскручивает, экспортный

вариант), а именно то, что сегодня слушают африканские горожане и

"продвинутая деревня". Т.е. самое интересное - это именно синтез (а

ведь дело в том, что "западное влияние" - это как раз бумерангом

вернувшиеся африканские стили, 100 лет мутировавшие и

"метисизировавшиеся" в Новом Свете). Я уже писал: румба возвращается в

бассейн Конго, фанк - в Нигерию, блюз - в северное Мали и южный

Сахель.

Играют страшно "грязно", но ....СЛОВ НЕ ПОДБЕРУ ДАЖЕ... Т.е.

"чистописание" там просто не ставится целью, музыка должна жить и

дышать, она "приблизительна", со сдвигом.

=======

Насчет "лечебности" музыки гнава: она не "болящего" должна

успокаивать, а вселившихся в него джиннов изгонять, так что Ваше впечатление совершенно

правильное.

Кроме того, как рассказывает в замечательной книжке Noise of the World

известный (ну, понятное дело, имеющий коммерческий успех на Западе,

т.е. уже "гастролер") гнава Hassan Makmoun, всем знающим людям

известно, что под землей есть другой мир, там живут подземные жители,

и большинство неприятностей - из-за недоразумений с ними. А гнава

умеют наладить с ними контакт и, говоря языком наших политиков,

"разрулить ситуацию".

======

Зато вот что недавно порадовало до слез - это Konono #1, это

заирская дворовоая группа, исполняющая ритуальную музку на похоронах

(Konono - это окоченевшеее тело). Интрументы - три мбиры, свистки и

импровизированные ударные из частей автомобилей и т.п. Т.е. что-то вроде

фильма "Кин-дза-дза", но с неподражаемым драйвом и какой-то

наивностью. Все это дополняется самодельными колонками и микрофонами,

абсурд полный, но очень весело.

Костя, я сейчас смотрю замечательный фильм о Фестивале в пустыне 2003

и там такая сцена (вот с джуджу это вроде понятно, с героем хайлайфа

Мансой - тоже, хотя для нас и

выглядит диковато, а тут я как-то опешил): Уму Сангаре поет, в руках

купюра, она вызвала на сцену танцевать Али Фарка Туре, постепенно он

тоже достает пачку купюр и начинает лепить ей на голову. Я это много

раз видел на примере Нигерии и Ганы, но тут - впервые. Т.е.

гриотская (хотя оба вне гриотской традиции манде, Уму Сангаре как раз

из пров. Вассулу, где гриотов нет) традиция величальной песни

подразумевает определенный ритуал "одаривания". Кстати, величальная

(хвалебная) песня - вот это есть у всех. Даже Макеба (на Юге этого

вроде нет) написала хвалебную песню о Секу Туре - уже в русле

гвинейской традиции).

Вот таковы бывают законы жанра - иногда возникают неприятные

ассоциации, но это нормально для другой культуры, одаривание Певца не

предполагает его унижения.

=======

Маджек Фашек уехал в Вавилон (США) и рад этому, а борцы с апартеидом теперь борются с нелегальной иммиграцией из соседних стран…

-------------------------------------------------

сделал потрясающее "научное открытие". Я ПОНЯЛ, ЧТО

ТАКОЕ АЛЬ-ДЖАД И ОТКУДА ОН ВЗЯЛСЯ.

Немного отвлекаясь: Довлатов вспоминает, что мама с бабушкой

рассказывали, как дедушка-армянин, гневаясь, кричал восточное

проклятье: АБАНАМАТ!!! И только став взрослым, Довлатов понял, что

дедушка кричал по-русски....

Так и тут: все прочие, конечно, просто передрали, но в истоке стоял

человек туповатый, НО ЗНАЮЩИЙ АРАБСКИЙ, он честно перевел то, что

прочел: "аль-джад" - это "ДЖАЗ" В АРАБСКОЙ

ТРАНСКРИПЦИИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!=========

======================

Это был давным-давно

такой Ахмаду Бамба, он основал в Сахаре орден суфистов-мистиков. У него

была "правая рука" Шейх Ибра Фалл, последователи которого считались

воинами и соответственно одевались, но дело их было вот каким: они

играли трансовую музыку (это вообще у всех суфистов главное дело:

покурят и давай крутится под "минималистическую музыку" типа Greateful

Dead, <который оттуда же и пошел>, чтобы просветления достичь - помните, я вам

с Борей ставил Нусрат Али Фатха - это пакистанский каввали, ДРУГАЯ

ВЕТВЬ ДЕРВИШСКОЙ МУЗЫКИ). Музыка такая,

что просто крышу сносит (собственно, для этого она и исполняется).

А поскольку блюз происхождением из северного

Мали и окрестностей, то музыка суфийского братства Бай Фалл -

совершенно блюзововая, но какая-то при этом первобытная, хтоническая.

Нынешние "братишки" ИЗ Бай Фалла Шейх Ло и Нуру Кане каким-то

необыкновенным образов совместили суфизм и растафари, ходят с дрэдами

и играют что-то совершенно запредельное. В пустыне у них свой оазис,

священный город Туба, стражами которого они считаются. Только вместо

Джа Растафари у них шейх Ахмаду Бамба и шейх Ибра Фалл.

Интересно, что мгновенно попса подтянулась: Юсу Н'Дур (может, помнишь,

был такой хит у него с певичной Нене Черри "Seven seconds" - кстати,

не совсем уж попса, но так: "ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА") тут же и

себе выпустил альбом "Egypt" и уже теперь в одеЯниях суфийского

марабута, а лицо потустороннее и в глазах мистическая мудрость и

печаль. И песни, конечно тоже" "Туба - город мира", "шейх Бамба -

поэт", и т.п. В общем, все точь-в-точь как с рэгги.

===============================================

А вот по поводу африканского влияния еще какие пришли мысли:

джаз почему-то считается "африканской музыкой", и это совершенная

неправда: в Африке ничего похожего нет. Но в Африке все

стили-"репатрианты" из Нового света огульно называют джазом, в т.ч. и

то, что джазом вовсе не является (отсюда многочисленные названия

тамошних групп 50-х-60-х: OK jazz, Bembeya jazz, Africa jazz, и т.п.)

Просто для них джаз - это то, что строится на привычных африканскому

уху ладах. А джаз классический - это не что иное, как европейская

музыка (начиная с рэгтайма), услышанная и сыгранная по-своему

человеком, привыкшим к пентатонике и диатонике.

На гитаре "блюзовые ноты" сыграть просто: слегка ее расстроить. А как быть с фортепиано, где

"хорошо темперированный клавир"? Еще одно заблуждение, которое есть во

всех книгах о джазе: якобы первые джазовые музыканты играли в

борделях, где были расстроенные инструменты - отсюда и такое звучание.

Почему же такое высокорентабельное заведение, как бордель, не могло

позволить себе пригласить настройщика? Просто пианино специально

расстраивалось на четвертушку, чтобы добиться "правильного" звука, потому что

хептатоника для человека, которому мама в детстве пела

песни с африканскими корнями, звучит мертво и фальшиво.

Вот, например, как объясняет музыкант-гнауа строй своего интрумента:

"Первая струна - си, вторая - низкое ми, третья - высокое ми".

Понятен восторг, который вызывал у нас впервые услышанный рок: для

детей, выросших на строгой хептатонике это было звучание свободы. И

правильно, что блюстители порядка сам саунд отвергали: люди, для

которых между фа-диез и соль есть еще звуки, строем и в ногу ходить

явно не будут.

Я так думаю по аналогии: африканцы настраивают гитары (ми и си) со

смещением на четвертьтона. Логично, что и джазового звучания не

случайно, а намеренно добивались. По крайней мере, что пианино на

ранних джазовых записях явно слегка расстроено - это ведь очевидно? И

что - всем попались расстроенные инструменты?

===============

почему-то: вот понятно, что музыка Нового Света - на 2/3 африканская. Понятно, что и "неоафриканская" музыка

(современная городская африканская музыка) - это сплав традиционной африканской музыки и вернувшейся "на историческую

родину" карибской, североамериканской и латиноамериеканской музыки. Ясно, что она была воспринята в Африке как "своя" -

и тоже понятно, почему.

Но это все общие слова, без конкретики. Я навыписывал (хорошо, наконец есть такая возможность) кучу дисков -

традиционной африканской музыки и неоафриканской. И вдруг все само собой сложилось в очень ясную.

картину:

В Западной Африке, откуда и вывозились рабы, есть условно три зоны. В каждой - свои характерные интрументы и свои

особенности в музыке (1.функциональные - отсюда и чисто музыкальные; 2. связанные с чисто техническими возможностями

интрументов).

Бассейн Конго - это зона распространения ламеллафонов (это пластинчатые "африканские пианино" типа зимбабвийской

мбиры, конголезского ликембе. Металлические пластины защипывают большими и указательными пальцамию) и балофонов

(ксилофонов). В нашем детстве были такие "шарманки" - крутишь ручку, а на диске закреплены металлические пластинки.

Можно крутить быстрее или медленнее, ускоряется темп, но длительность звуков примерно одинаковая. Вот такое же звучание

у мбиры и других ламеллафонов - попав в Америку, этот инструмент стал называться сансой, на Кубе - маримбулой. Само

собой, аккомпанемент ламаллофонов и балофонов предполагает ("по техническим причинам") короткие многократно

повторяющиеся мелодические фразы, такой дробный равномерно журчащий кружевной рисунок. Это самая броская черта

афро-кубинской и вообще карибской музыки, особенно румбы и пачанги. И, конечно, после 2 м.в. начинаетсяч повальная мода

на афро-кубинскую музыку в бельгийском и французском Конго. Музыка вновь африканизируется, так возникает конголезская

румба, или суку. Партию ламелофонов берут на себя гитары, но звучание их имитирует ликембе и мбиру.

К северу от Гвинейского залива - зона говорящих барабанов. Здесь гогворят на тональных языках. Например, в йоруба -

три основных тона плюс два динамических - восходящий и нисходящий. Барабан держат подмышкой левой руки и бьют загнутой

палочкой, а левым локтем прижимают боковую поверхность, меняя высоту тона. Так можно передавать сложные сообщения,

имитируя тон языка. В нигерийском стиле джуджу говорящие барабаны синхронно с певцом выстукивают то же самое, что он

поет.

Что за музыка возникает в США, в которой все

строится всего на трех нотах, зато невероятно усложненный пульсирующий ритм, на котором все и держится, и гитары,

например, ведут не мелодический, а ритмический рисунок? Конечно, это фанк. И конечно же именно фанк повлиял на музыку

Нигерии (афро-бит Фелы Аникулапо Кути, афро-рок, и т.п.), Ганы, Сьерра-Леоне, Камеруна.

Еще севернее преобладают струнные и появляются духовые. Мелодия строится на "блюзовых нотах" - четвертьтонах. Сильное

влияние берберской и арабской музыки. Великий гитарист Али Фарка Туре (1939-2006) впервые услышал блюз и удивился: Это

же музыка моей деревни! Всю жизнь он, как Тур Хейердал, старался на собственном опыте и примере показать, откуда что

пошло. Блюзовым музыкантам это тоже давно ясно: еще в 1968 году Брайан Джонс из "Роллинг Стоунз" выпустил пластинку с

марокканскими "Мастерами джуджука" (это вроде общины профессиональных музыкантов). Сейчас с марокканскими музыкантами

работате Роберт Плант. В Сахеле и Сахаре блюз играют на Севере Мали, Сенегала, на Юге Марокко. В Марокко и Мавритании

живут гнауа - каста музыкантов, потомков черных рабов. Это не просто музыканты, а целители - трансовой музыкой они

лечат. Здесь же много суфийский орденов, в которых трансовая музыка используется, чтобы достичь просветления. Все они

сегодня играют осовремененный вариант традиционной музыки, вводя гитару. Одна из самых интересных блюзовых групп -

Tinariwen, туареги из Мали, играющие "сахарский блюз".

Итак, ясно видны три зоны, откуда происходит (и куда возвращаются, воспринимаясь там как свои) румба (+вообще

"карибские ритмы"), фанк и блюз. Понятно, что "осовременивание" традиционной музыки бассейна Конго под влиянием блюза

было бы невозможным, точно так же, как тягучей музыки Сахеля и Сахары - под влиянием легкомысленной румбы. Можно

выстроить три ряда по каждому региону: традиционная музыка до какого-либо влияния из Нового Света - ее "инобытие" в

Новом Свете (румба, фанк, блюз) - неоафриканские стили (суку, чимуренга, бенга - афро-бит, макосса, джуджу -

североафриканский блюз, рай, и т.п.) - и мы увидим, что это одна музыкальная традиция.

То же самое можно проследить и для ставшего основой джаза свинга, соула, рэпа, и т.д.

Все это надо детализировать и особенно - привязать к эволюции музыкальных инструментов в Новом Свете (в Африке как раз

очень характерно, что партии традиционных интрументов передаются электрогитаре или духовым).

Еще один суфийский стиль - табала волоф у народа волоф в Сенегале (волоф, кстати, создатели банджо). Транс достигается постепенным нагнетанием вначале расслабленного, медленно ускоряющегося гипнотического ритма 3-5 барабов из выдолбленного ствола, обтянутого коровьей шкурой. Это все: ни пения, ни других инструментов нет, да и не надо. Музыка табала исполняется на радениях суфийского ордена кадирия, древнейшего из тарикатов. Братство кадирия возникло в Багдаде в 12 веке, а в Сенегале появилось в конце 18-го.

Басовая лютня гембри со струнами из кишок и металлические кастаньеты кракеш. В Алжире музыка гнава называется «диван», или «бешарский диван» - по местечку Бешар в Сахаре. Этот же городишко – и в имени звезды алжирского дивана певицы и виртуоза игры на гимбри Хасни эль Бешариа.

Кстати, очень похожая на гнава община вывезенных из Восточной Африки рабов есть в индийском штате Гуджарат. Называются они «сиди», их чураются все индусские касты, включая неприкасаемых, но зато они могут похвастаться выдающейся музыкальной культурой.

Гасба – «флейта пустыни».

Похотливый торчок Уильям Берроуз назвал Master Musicians of Jajouka «старейшей рок-группой в мире, вот уже 4 тысячи лет играющей самую древнюю музыку на Земле».

[1] Туареги – берберы-кочевники Сахары, говорящие на языке тамашек, один из самых рок-н-рольных народов. Во-первых, всю жизнь на трассе: кочевники. Во-вторых, носят ярко-синие тюрбаны и бурнусы, за что соседи называют их «синими людьми» - почти “blue(s) people “. В-третьих – и это главное - играют самый настоящий рок-н-ролл. Если виртуозы кора и нгони малинке стали прародителями гитарных соло и «запилов», сонгаи дали блюзовую тягучесть, йоруба – фанковую полиритмию, народы банту – аккомпанемент из многократно повторяющихся инструментальных риффов, пигмеи – манеру пения с переключением голосового регистра на широкий интервал, скачок от грудного регистра к фальцетному и назад, гнава и суфии – достижение транса через нагнетание напряжения и ускорение ритма, то туареги – напористый и навязчивый монотонный ритм и драйв. Я еще расскажу о Фестивале в пустыне близ Тимбукту, одним из организаторов и главных участников которого неизменно был Роберт Плант. Так вот, фестиваль этот родился в 2001 из ежегодных сьездов-ярмарок туарегов Сахары и Сахеля. Кто слышал их других постоянных участников – туарегские группы Tinariwen («Пустынные места», «Пустыни» во множ.числе), Kel Tin Lokiene и Tartit из Мали, Etran Finatawa из Нигера, Chet Fewet из Ливии, Бали Отмана из Алжира, Азизу Брахи и, как сказал бы Гомер, «крышесносящую и медноревущую» Марием Хассан из Западной Сахары, тот знает, что такое первобытный, хтонический, природный ритм и драйв. Иногда, правда, на рейв отчасти похоже – но только с живым пульсом. Марием Хассан – вообще моя любимица, кто ее хоть раз слушал, Дженнис Джоплин уже прослушивает без прежнего удовольствия. За последние 5 лет туарегские рок-группы попали в мейнстрим «продвинутого» коммерческого поп-рока и идут нарасхват. Скоро все дееспособные туареги на волне этой моды займутся «пустынным роком», как все тувинцы – горловым пением, а не нашедшие себе места в уличной преступности ямайцы – музыкой рэгги. И уедут на гастроли в Европу, Америку и Японию. Засядут по студиям. Вторично придет в упадок гордый Тимбукту. Некому станет продолжать традиционные промыслы и зачахнет тысячелетняя транссахарская караванная торговля. Песок заметет колодцы, - таково идущее от древних мистерий саморазрушительное действие рок-н-ролла. Непосвященные, правда, сваливают наступление пустыни на Сахель на глобальное потепление. Наивность…

[2] Rudolph R. Windsor. From Babylon to Timbuktu: A History of the Ancient Black Races Including the Black Hebrews. Atlanta, 2003. Книжка, однако, за 34 года выдержала 19 изданий – во, какая книжка!

· [3] Это, кстати подробно показано в одной из лучших книг об африканских корнях блюза – монографии покойного Роберта Палмера (Palmer R. Deep Blues. N.Y., 1981). Другие книги на эту тему - Kubik G. Africa and the Blues. Jackson, University Press of Mississippi,1999 (Герхард Кубик также выпустил диск с примерами под тем же названием); Oliver P. Savannah Syncopators: African retentions in the blues. Studio Vista, 1970; Joris L. Mali Blues, Traveling to an African Beat. Melbourne: Lonely Planet Pbl. 1998; Charters S. The Roots of the Blues. An African Search. Boston, 1981 (было еще два переиздания, последнее в 1991); А Жорж Колинэ сделал по книге Палмера часовую радиопрограмму на PRI со множество музыкальных иллюстраций, которую можно найти и послушать на сайте afropop.org (Программа называется «African Roots of R&R») .