Главная - Лирика и проза - Проза - Несколько слов о Тимофее Щербакове

Несколько слов о Тимофее Щербакове

Тимофейчеловек-поплавок. То появляется на поверхности моего персонального роководоема, то пропадает, словно его кто-то за леску дергает.

В момент одного из  таких щербаковских всплытий, мы сочинили несколько песен, которые вошли в замечательный (на мой взгляд) сингл «Осенний Сон» группы ОЛЬВИ. Удачно сплелись слова и музыка, настроения наши совпали – а такое дорогого стоит!

Исчезновение Тимофея, т.е. его погружение в собственные потаенные глубины, особых переживаний не вызвалодобрые люди успели предупредить об особенностях характера музыканта.

Через какое-то время, которое никто из нас не отмеривал, Тимофей вновь «всплыл», обуреваемый жаждой деятельности, и на свет появились две песни «Бестия Города» и «Замок Абсурда», тексты которых скромно лежали в виде соответствующих файлов и, как говорится, ждали своего часа. Кстати, как и еще несколько опусов, по тематике оказавшихся резковатыми для моих постоянных коллег-музыкантов. Да и увлеченность сериалом «Сыны Анархии» сыграла свою роль – оказалось, что Щербаков такой же безбашенный фанат калифорнийского мотоклуба с Мрачным Жнецом на эмблеме, как и я. Хотелось бы надеяться, что такое родство душ быстро не испаритсяJ.

В плане музыки, которую сочиняют на мои стихи, я – человек привередливый. Такова моя страшная месть музыкантам, многие из которых буквально выпиливают из меня Буратино при работе над альбомами, требуя все новых и новых идей и вариантов строк на строжайшие по рифмовке и структуре «рыбы». Послушав практически готовые треки, я еще раз убедилась, что доверять Тимофею можно, что песни с «Осеннего Сна» случайностью не были. Свежий взгляд на решение возможных музыкальных тем, интересный подход к вокалу – пожалуй, вот то, чего лично мне не хватает последнее время. Хочется уйти от привычных схем, чёрт побери!

Осталось совсем чуть-чуть – как бы не сглазить, не спугнуть своими восторгами капризный призрак наметившегося столь желанного прогрессаJ.

 

«БЕСТИЯ ГОРОДА»

 

Тема Города не дает многим покоя: и прозаикам, и стихоплетам, и художникам. Сидит этаким гвоздем в голове, буравит мозг… Города – те же живые существа, шумно вдыхающие и выдыхающие грязный воздух, исходящие потом и кровью создания. Рождаются по воле человека и умирают. Не по своей воле. Опять же из-за своих создателей и благодетелей. По всей планете – долгая и мучительная смерть некогда самодовольных городских монстров. Запустение. Висящее в атмосфере отчаяние некогда необходимых человеку стен и крыш, бывших отражателей ярости летнего солнца. Как-то появилась мысль о том, что города могут мстить людям, предчувствуя свою неминуемую гибель…

Если Кронос пожирает собственных детей, то агонизирующий монстр-Город пожирает детей своих создателей, досаждая этим человечкам, возомнившим себя Венцами Творения. Этакая хитрая Бестия в действии.

Этот текст был сочинен под влиянием одной истории, приключившейся с пареньком, который приехал в Москву из глухой провинции покорять столичные песенные просторы. Парнишка прилично пел, сочинял симпатичные песни, был белокур и голубоглаз. Сунулся за протекцией к одному популярному в те годы продюсеру и чуть было не расстался (мягко выражаясь) со своей юношеской честью в модном автомобиле этого шоу-бизнесмена. Сам бизнесмен был «опущен» на зоне, где отбывал срок за всякие мелкие и крупные прогрешения перед советской властью. Голубоглазый неудачник-завоеватель московской поп-сцены благополучно ушёл от похотливого дядьки, позже поступил в цирковое училище, забросил толстенную общую тетрадь с аккуратно вписанными в нее стихотворениями. Решение вопроса «Быть или не быть» в том виде, как изначально задумывалось, его больше не интересовало. Какое-то время звонил, рассказывал о своих подвигах на манеже, потом исчез. Говорят, спился. Может, скурился. Может, в ход пошло кое-что потяжелее из химии. Может, все-таки «пошел по рукам», уж больно светел был и мил для развращенного Города. Бестия проглотила парня, не поперхнувшись, и принялась за следующего…

 

Да, у группы «Ария» тоже есть песня «Город». Но она совсем о другом: о том, что мы, родившиеся и прожившие в этом городе, становимся для него чужаками, он нас отторгает. Помню, что один из вариантов «арийского» текста так и назывался – «Отторжение».  В «Бестии Города» совсем другой лирический герой, обозначенный мной как «странник грохочущих улиц  и капитан зимних вьюг». Такой образ – дань тем славным временам, когда мы небольшой компанией по ночам исследовали переулки Старого Арбата, знакомились с полусумасшедшими старушками из не снесенных тогда еще деревянных домов и с местными добродушными алкоголиками… У метро «Кропоткинская» у нас была даже своя Леди, которая якобы покупала Лестницу в Небо (мы назвали ее так по героине песни группы LedZeppelin) – живописная дама вечно с папиросой в зубах, вечно в ярких обносках, но постоянно находившаяся в состоянии поистине космической радости… На фоне пустых ящиков из-под пивных бутылок…

… В те годы Бестию Города мы еще не раскусили и подкармливали ее своей молодой энергиейJ

       

 БЕСТИЯ ГОРОДА

 

В поисках смысла жизни снова заходишь в тупик,

И рассекаются звуки клином бегущей толпы,

Бестия города молча смотрит в твои глаза,

Ей все равно, что ты ищешь, ей просто нужен ты сам.

 

Странник грохочущих улиц и капитан зимних вьюг,

В полночь весь мир на ладони, мысли уснуть не дают.

Пятое есть время года – то, что с тобою в такт,

Ты ищешь смысл этой жизни, волю собрав в кулак.

Бестия города,

Бестия.

Водит по горлу

Лезвием.

Бестия города,

Бестия,

Сдохнет от голода

Без тебя!

 

Если ты жив, значит, грешен, если жива – то грешна,

Не  убежать от соблазнов ночи и белого дня,

В этом столпотворенье крысы скромнее всех,

Дай им подвал и объедки - и обеспечен успех.

 

Неуловимы маньяки, ангелы – в казино,

Бесы взрывают подземку как в голливудском кино,

Свастикой стены поганят – нужен электрошок,

Накокаинены ногти, и пустота за душой.

 

Бестия города,

Бестия.

Водит по горлу

Лезвием.

Бестия города,

Бестия,

Сдохнет от голода

Без тебя!

 

Странник грохочущих улиц и капитан зимних вьюг,

В полночь весь мир на ладони, мысли уснуть не дают.

Пятое есть время года – то, что с тобою в такт,

Ты ищешь смысл этой жизни, волю собрав в кулак.

 

«ЗАМОК АБСУРДА»

Чем глубже погружаешься в нашу жизнь, тем яснее понимаешь ту степень абсурда, до которой мы дошли. Создается впечатление, что мир поражен вирусом коллективного помешательства, что демоны разыгрались, что случился колоссальный сбой в той самой программе, функционированию которой подчиняется всё живое.

Но есть одна часть суши, на которой живем мы с вами. Вот ее-то я и назвала «Замком Абсурда», чтобы максимально по образам приблизить к мировой литературе и тяжелой музыкальной стилистике. Знаю, что подобная точка зрения многим не понравится. Особенно тем, кто погружен с головой в виртуальный мир и отгородился от происходящего в реальности, превратившись в заядлых «кнопочников». Увы, большинству рожденных задолго до наступления 2000 года, свойственно жить с широко открытыми глазами, без отречения от попыток понять происходящее вокруг.

Замок Абсурда – тот самый сумасшедший дом, в котором люди обречены на принудительное лечение от свойственных человечеству пороков  – от желания жить не по спускаемым сверху догмам,  от права на самостоятельность мышления, на неискажаемость прошлого  и т.д.  Обо всем этом можно очень долго говорить,  продолжать сочинять целые альбомы и романы. У группы Sunburst решение темы получилось в такой вот психоделической манере, передающей состояние подвешенности и неустойчивости пациентов общей психушки.

 

«Комната с мягкими стенами» - чистая условность, допущенная мною. Вспомните кадры какого-нибудь «полицейского» фильма или сериала, где героя или героиню помещают в психушку, предварительно засунув бесноватое тельце в смирительную рубашку. А потом – специальное помещение, стены которого обиты чем-нибудь мягким и звуконепроницаемым. Чтобы пациент мог без особого ущерба для головы биться там в своем бессилии,  в прямом смысле слова «биться о стены».  Честно говоря, не знаю, существуют ли такие специальные инкубаторы у нас в соответствующих заведениях. Судя по последним данным, полученным из некоторых психбольниц, там скоро и обычных палат не останется, а не долеченных пациентов выписывают через 4 недели, на «авось». Авось никого не убьет, авось в окно, повинуясь неземным голосам, не выйдет… А если выйдет – врачи разводят руками – значит, судьба такая, а спущенные сверху распоряжения не обсуждаются.

Однако – тише, господа, тише! Осторожно! А то придет Главврач, он же Большой Брат, и вколет всем по первое число отменного аменозинчика… И полетим мы  все в едином порыве над гнездом кукушки.  

           ЗАМОК  АБСУРДА

В комнате с мягкими стенами

В одиночку сражаешься с демоном,

Угощаешь бездомного ангела

Лунным светом, легендой приправленным.

В комнате с мягкими стенами

Революцией совесть беременна,

Справедливость юродствует, молится –

По послушница, то раскольница.

 

Замой абсурда

С башнями и бойницами,

Довелось в нем родиться.

С мотыльками и тараканами,

Окруженными  рвом и капканами.

Опасность здесь чувствуешь кожей.

Осторожно!

Осторожно!

 

В комнате с мягкими стенами

Весь в движенье, опутанный нервами,

Укрощаешь драконов бунтующих

Древней сказкой о радостном будущем.

 

В комнате с мягкими стенами

И последние были, и первые.

И трагедия нашего разума

Стала фарсом, с издевкой показанным!