Главная

О проекте

Создатели

Музыканты

Вокалисты

Тексты

Рецензии


Аудио\видео

Фотографии

Вопросы-ответы

Контакты

Форум

Попытка рецензии

Я не музыкальный критик и даже не музыкант. Я слушатель и любитель хорошей музыки.
Так получилось, что альбом «Дети Савонаролы», ставший для меня событием нескольких последних лет, мне обсудить не с кем, кроме собственных детей. А хочется. :))) Поэтому позвольте выложить довольно пространный пост, просто поделиться впечатлениями, так и распирающими мой бедный «мосг».

Первое, на что обращаешь внимание, слушая Альбом — удивительное взаимопонимание, существующее между авторами текста и музыки. Стихи сами по себе хороши (а разве могло быть иначе?), но композитор добавил в них новые оттенки, подчеркнув то, что необходимо было подчеркнуть, вознёс до степени трагизма драматические строки. Он нашёл единственно верные приёмы, его музыка не оставила слушателю никаких шансов остаться равнодушным. (Версия: автор текстов, работающий по «рыбам» под неусыпным контролем музыкантов, на этот раз позволил себе небольшую диктатуру. Версия 2: Пушкина и Скрипников читают мысли друг друга. Версия 3: музыку и стихи писал один и тот же человек.)
Второе — исполнители. Конечно, каждый из них и сам по себе звезда. Но все они спели и сыграли так, словно переживали свой по-настоящему звёздный час. Их голоса звучат совершенно по-новому. «О, сколько нам открытий чудных...»
Словом, альбом был изначально обречён на то, чтобы стать Явлением современной русской культуры (всё ещё кое-где по-партизански существующей).
Теперь немного подробнее о некоторых композициях.

«Дети Савонаролы».
Маргарита Пушкина любит писать тексты на основе исторических событий. На первый взгляд эта песня, как и «Варфоломеевская ночь», посвящена прошлому. Но только на первый взгляд. То, о чём говорится в «Детях...» — вне времени.
Молодые клыки
Жаждут дряблости шей,
Так достают старики
С пафосом глупых речей...
Толпа, бросающая под ноги своему кумиру цветные одежды и пальмовые ветви, а через несколько дней исступлённо орущая: «Распни его!» — эта картинка стала довольно популярной за тысячи лет существования человечества, но от этого не менее жуткой и отвратительной. Отцы и дети, учитель и ученики, кумир и фанаты... вчера, сегодня и всегда.
Тем больнее, когда твоими гонителями становятся дети, выращенные и организованные в стройный механизм тобой самим — с благими, кажется, намерениями.
Надоест, мы легко повернем время вспять,
Надоест, мы начнем в свои игры играть,
Кто учил нас — о милости будет взывать,
Только нам — наплевать, наплевать, наплевать...
Я поражаюсь, как Маргарита Анатольевна решилась написать такую действительно СТРАШНУЮ вещь. Это, должно быть, потребовало сильнейшего нервного и эмоционального напряжения и для неё и для музыкантов, потому как у слушателя кровь стынет, особенно когда звучат хоры (гениальный приём — ввести детский хор). Вторая часть композиции производит впечатление зловещей иронии — после того, что прозвучало в первой. Кто-то из пустынников позиционировал эту вещь, как боевик. По-моему, это скорее психологический триллер. (Словом, слабонервных и беременных просим покинуть помещение. Остальным — слушать и переживать катарсис молча).

Настроение.
Это не мегаполисная песня. Это песня русской природы: Подмосковья, маленьких городишек и пригородов, где «церкви, яблони, заборы» тонут в глубоком тумане. Бывают в жизни минуты, когда красота мира в человеческом восприятии балансирует на грани физического страдания. Такие переживания очень трудно передать любыми средствами, кроме музыки. Маргарите Анатольевне это, к счастью, удалось, а музыканты ей в этом здорово помогли. Совершенно очаровало само стихотворение. При желании можно легко создать мысленный видеоряд, но этого делать не нужно: лучше воспринимать каждую фразу как оттенок настроения, и тогда сам погружаешься в этот туман, растворяешься в нём. Виолончельный голос Жанны как нельзя лучше подходит к музыке ночи, к таинственному диалогу с туманом, со звёздами... А потом зазвучит виолончель Александра, и становится уже неважно, где голос, где слова, а где музыка: всё это и ты сам — часть Вселенной. (После последнего аккорда придходится собирать себя по молекулам из воды, воздуха и разнообразных звёздных скоплений, а потом обнаруживается, что правый глаз остался в созвездии Волопаса...)

Мраморный ангел.
Есть у меня знакомая весьма и весьма преклонных лет, в прошлом скрипачка, ныне -
преподаватель. Представьте себе рафинированую интеллигентку старорусского образца, которую легко можно шокировать словом «попа». И вот недавно эта дама поинтересовалась, что такое я всё время слушаю через наушники. Недолго думая, я снимаю наушники и предлагаю ей (Каюсь, не без подленькой мысли шокировать любопытную) Ей попадаются подряд следующие композиции: Blind Guardian «Lord of The Rings», «Следуй за мной» и «Мраморный ангел». После третьей она с круглыми глазами
потрясённым шёпотом спросила «Что это было?» Честно отвечаю «Рок». — «Нет, рок — это то, что по радио, а это... это Апокалипсис какой-то! Но Боже мой, какие голоса! Какая музыка! Где их можно услышать живьём?» Пришлось скинуть ей на диск «Детей», кое-что из В.А. и Blind Guardian и объяснить разницу между metal и тем, что крутят по радио. О «Мраморном ангеле» дама заметила, что эта вещь станет украшением русской современной классической музыки, что грех скрывать это сокровище от народа («Такая мощь!» «Такая глубина!») и что она с гордостью будет демонстрировать этот шедевр своим друзьям. (Не могу с ней не согласиться, подписываюсь под каждым её словом, потому как своих слов у меня нет...) Пы.Сы. А что, друзья мои, ведь многие рок-группы вполне заслуженно можно считать классикой.

Варфоломеевская ночь.
Эту песню также трудно назвать боевиком. Это, скорей, реквием. Или трагедия, в которой три героя — Гнев, Ужас и Скорбь. Кто какую партию поёт, догадаться нетрудно. Что для меня самое важное в этой композиции. Здесь авторы подчеркнули: и католики, и протестанты — жертвы политических интриг и амбиций королевского двора. Одни остались в истории убийцами, другие — жертвами кровавой резни для того, чтоб «сошёлся без помех королевы-матери пасьянс». Музыка передаёт кровавую панику той ночи, высокий женский голос оплакивает погибших. Но речитатив в заключении звучит как приговор братоубийцам. Закон толпы не должен управлять людьми, кто бы ни звал эту толпу за собой, кто бы ей не пудрил мозги — королева, фюрер, папа римский...
Не люблю слово «хит», но как ещё можно сказать об этой композиции? Поистине достойная вещь — красивая, сильная, мудрая и пробирающая до самых тайных нервных узлов.

Отчаяние.
Отчаяние, уныние — один из семи смертных грехов. Очень точно в тексте показаны мысли человека, разуверившегося в собственных силах, осознавшего свою никчемность, но не имеющего достаточно веры, чтобы протянуть руку за помощью. Это обратная сторона гордыни, не менее разрушительная. Песня — повод к раздумиям.
(А не стали ли источником вдохновения для автора некоторые пустынные посты? Слишком напоминает «крики души» одного нашего юного, но талантливого поэта).

Саксаул (Пустыня)



© 2007–2008. Все права защищены.