Главная - Статьи - Статьи - О группе CATHARSIS молвите слово…

О группе CATHARSIS молвите слово…

30.03.2018

О группе CATHARSIS молвите слово…

На днях Джефф попросил меня вспомнить что-нибудь из истории наших творческих отношений: с чего всё начиналось. Чем всё закончилось – говорить еще рано, всегда хочется верить, что самое лучшее впереди. Наивность? Что же, лучше сохранить в себе немного наивности, чем захлебнуться в пессимизме и ненависти к окружающему миру.

… О группе мне рассказала Великая Эмма – хозяйка рок-магазинчика «Зиг-Заг», который в те годы процветал напротив бывшего Военторга. (Почему «Великая»? Да потому, что, благодаря именно ее стараниям, «Зиг-Заг», меняя свое местонахождение, продолжает существовать и в наши дни, не очень-то простые для рок-индустрии).

- Ребята просили переговорить с тобой. Хорошая группа. Молодые такие… Может, поработаешь? – шептала Эмма, стараясь не привлекать внимания кожано-заклепочной публики, толкающейся у прилавка магазинчика.

- А что же они напрямую на меня не вышли? Парламентарии, понимаешь… - задумчиво отвечала я, разглядывая китайский костяной шарик на витрине. Всегда интересовала тайна такой резной работы – как это мастер-китаец умудрялся сделать столь удивительный вариант русской матрешки. Один ажурный шарик помещен в другой ажурный шарик, а второй – в третий. И все - как бы в невесомости.

- Боятся они тебя!

«Боятся»… Вот ведь незадача какая! А чего бояться-то? Или у меня руки по локоть в крови, пролитой героями «арийских» песен? Или кусаюсь я, рву несчастных музыкантов в клочья, словно бешеная волчица?

Боязнь всё-таки перешла в сотрудничество. И стали появляться песни. Да, напомню еще раз – тогда все тексты сочинялись на готовую музыку Catharsis (как, впрочем, происходило и происходит до сих пор и с Арией, и с Кипеловым). А музыка и в ту пору у группы была весьма атмосферной, подсказывающей те или иные образы. Так что процесс пошел быстрыми темпами, сочинялось легко и с удовольствием.

Первым текстом стал «Воин Света» (англ. « Crusader», альбом IMAGO).

В те дни среди читающей публики была популярной книга литературного ловкача-трюкача-философа бразильца Паоло Коэльо «Manual do Guerreiro da Luz» (опубликована в 1997 году). Если переводить название дословно, то получится не просто «Книга Воина Света», а «Руководство для Воина Света», этакий аналог Кодекса Самурая.

Проницательному мальчику (судя по всему, стопроцентному ботанику-зубрилке) является Мистическая Дама, диктующая отличнику основы жизнедеятельности стремящегося к Свету человека. (А пришло ли время выходить из тени в царстве Сгущающейся Тьмы? Вопрос, конечно, спорный.)

Несмотря на все мои жизненные сомнения, текст песни пронизан оптимизмом.

Итак, у всех нас две жизни. Одна – в реальности, другая – в мечтах. И задача того, кто встал на путь Воина Света, добиваться материализации своих мечтаний. Если не сделаешь этого сам, хитроумный враг расправится с твоими надеждами, некогда

жившие в тебе детские страхи воскреснут и сожрут тебя с потрохами.

В книге Коэльо Дама, бывшая, видимо, в параллельных мирах либо инструкторшей по дзюдо либо Министром Обороны, подсказывает прилежному ученику множество тактических приёмов для успешной схватки с неприятелем. В тексте этим самурайским правилам места не хватило.

Естественно, у каждого из нас свой собственный ад и рай, костер свой и зола, свои скелеты в шкафу фирмы IKEA, но присутствие веры в Любовь и Свет при любых раскладах значит для человека многое. Такое состояние сродни состоянию человека, стоящего по колено в луже мазута. И – ба-бах! – у него над головой в разрыве облаков вспыхивает необычайной яркости Звезда или Новое Солнце.

Заключение: В чем же секрет жизни, сестра? «Секрет жизни в том, чтобы упасть 7 раз и встать 8 раз». На восьмой раз превращаешься в Воина Света. И ты полон силы, оптимизма и веры в светлое будущее человечества (удивительно, но такое иногда бывает). Так что ничего сложного. Если что – читайте «Книгу Воина Света» и никогда не поворачивайтесь к недругам спиной.

Песня «Сердце Мира» (англ. «Heart of The World») – состояние слияния с Миром, мечта поэтов и хиппующих философов. Несколько мистический текст с отсылками к древним оберегам в самом начале песни.

Сокол – нужен странствующему Воину как символ мужества и отваги. И тогда небесная благодать будет охранять и хозяина этого оберега. Эта благородная птица не даст тебе нанести своему врагу

удар в спину – исключено! – даже если такое искушение будет чрезвычайно велико. А нож… О. это древнее магическое оружие! Воин на привале может ножом (или кинжалом) очертить вокруг себя магический круг для защиты от расплодившейся нечисти. А нож из голубой небесной стали это невидимое лезвие, опасное для плохо людей (bad guys).

Куда отправляется Воин Света, обладатель этих оберегов? На поиски того места, где лучше всего слышно как бьётся Сердце Мира, чтобы синхронизировать с ним удары собственного сердца. Сколько раз мы рождаемся в этом мире? Много. Так же, как и умираем. Вспомните выражение «Я просто умираю от страха» или «Умираю от радости». А каждое новое чувство, каждая новая идея или мечта дает вроде бы уставшему на жизненном пути Воину новую жизнь.

Заключение: Если ты не тёмен мыслями – Сердце Мира (бывает, что и Душа Мира) с тобой.

Песня «Рассветный Зверь» (англ. «Sunrise Beast»)- не ищите прямых литературных источников в этом тексте. Их нет. Стихи родились исключительно под впечатлением от музыки. Это идеальный случай – когда в процессе прослушивания присланного трэка возникают четкие, цепляющие тебя образы. И ты словно вписываешься в возникающую в твоем воображении картину (аналогия с романом Стивена Кинга «Роза Марена»).

Из Ниоткуда перед моим взором явилась целая конница – восточные воины в ослепительно белых бурнусах, на вороных арабских скакунах. И над этой конницей в выцветшем от зноя небе парил ястреб, но не символ души человеческой. А воплощение ярости и кровожадности. Птица готова была камнем упасть вниз, чтобы схватить когтями свою жертву и унести в сумрачную неизвестность. Чем не прелюдия к новым крестовым походам?

Наша действительность показала, что великий Редьярд Киплинг ошибался, написав знаменитые строки: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места им не сойти». Восток всё-таки двинулся на Запад, а Запад пытается двинуться на Восток. Споры об истинности Бога вспыхнули с новой силой, но Бог-то – один, только имена у него разные, их тысяча! И выбором какого-либо из них люди прикрывают свои бесчинства.

Восток – Рассветный Зверь, так как Солнце пока еще встает в той стороне. Но этот Зверь может нести на лапах и тьму – террор и подтачивание своей злобой западной цивилизации. Запад – Зверь Заката. И на его лапах – тьма. И он пьёт кровь Востока – вспомните, если можете, события в Ливии и смерть полковника Каддафи. Как всё в мире путано-перепутано. Чья же вера верней? Кто в какой западне? Вот вечные вопросы, которые продолжают мучить человечество, как и надоевшие «Кто виноват?» и «Что делать?».

Заключение: Текст песни «Рассветный зверь» - подобие пророчества в духе поэта визионера Уильяма Блейка, вызволенное из глубин подсознания мелодией О. Мишина. Но куда нам до Блейка! Так, пробуем силыJ)

Песня «Дальше – тишина» (англ. «Silence Flows»).

Так называется трогательная драма, в которой когда-то играли великие Фаина Раневская и Ростислав Плятт. Это история о двух стариках, которых в конце жизни разлучают обстоятельства и жестокие взрослые дети. Дети, забывшие о том, что старость не минует и их самих. Таков удел человеческий – рождаться. Чтобы умереть. И фраза «дальше – тишина» засела в моем мозгу надолго и прочно. Действительно, а что там, дальше, за гранью? Тишина ли?

Мысль о том, что «даже ангелы правды не знают» мелькнула, кажется, у поэта Рильке. Вплела я эту мысль в канву песни,

уподобившись музыканту по имени Дэвид Боуи. Теперь уже покойный рок-маг и волшебник не стеснялся украшать свои тексты цитатами из Уильяма Шекспира, Карла Юнга, Томаса Эллиота и других замечательных философов, писателей и поэтов.

Через некоторые время я, было, усомнилась в точности сказанного немцем Райнером Мария Рильке, но – о чудо! – прочитав рассказ ныне модного у нас англичанина Нила Геймана «Убийственные тайны», перечеркнула свои сомнения. Даже если ангелы что-то и знают, они старательно это скрывают.

Так о чём же песня?

Считайте, что это – монолог влюбленного молодого человека, романтического, не читавшего еще всякую чернуху а ля Чак Паланик и не являющегося поклонником фильмов типа «Техасская Резня Бензопилой». Капризный такой молодой человек получился – толком не знает, кто ему нужен: красавица ли, глядящая на него из снов, или же та, что уже рядом, без всяких изысков. Уверенность в собственной неотразимости (дескать, любая за честь почтет!) бьёт через край. О таких сегодня говорят «он в поиске». Парень милостиво разрешает подруге с не истекшим сроком годности покинуть место действия и даже взять его имя в ладони (образ такой) и донести его до поющей воды (типа – донесёт, опустит в воду и прозвучит моё имя хитовой песней). Все мужчины таковы – сами философствуют, а кто-то должен ради прославления его имени топать туда- не зная - куда и искать экологически чистую реку или озерко. Помню, и у меня был подобный случайJ) Несла я имя одного такого бездельника, несла… Да и закопала в подмосковном лесу (чуть было не написала «на старом кладбище») и сверху тяжелым камушком придавила.

А что насчет Острова Всех Блаженных, на котором познаются глубины человеческих сердец? Как хотите – на выбор. Символ Рая-

такое местечко, где можно и в шалаше с любимым человеком устроиться, где Время остановилось (наконец-то можно забыть о пластической хирургии), где всем грозит вечная молодость (эта тема получила дальнейшее развитие в песне «Триста лет полета»). Если верить нашим легендам, там бьют источники бессмертия и шныряют пёсьеглавцы, существа загадочные и неподвластные магии Гарри Поттера и всех учеников Хогвардса. Кто-то, может, вспомнит и тот остров, куда отправляли смертельно раненного короля Артура. Однако эта история из другой песни другой группы.

У Catharsis на Островах Блаженных могут греметь мечами Георгий Победоносец и Михаил Архангел, громыхать колесница Ильи Пророка – если, конечно, позволит фантазия героя песни.

Заключение: это история молодого романтика, не слушающего рэп местного разлива и не тусующегося у столовок компании Тимоти и Black Star, сгорая от желания убить юный организм лишними калориями. Ибо – дальше-тишина