Главная - Статьи - Статьи из МК - Блюз, Белов, Ботинки

Блюз, Белов, Ботинки

13 сентября: 3 буквы "Б" в ЦДХ - БЛЮЗ, БЕЛОВ, БОТИНКИ

Ботинки… Ах, какие ботинки были у него на ногах в тот вечер 13 сентября! Черные и блестящие бока, белые, пробитые мелкими дырочками, мыски. Такие ботинки когда-то ласково назывались "лебедями". Он долго следил за ними, выставленными в витрине модного обувного магазина в Крылатском. Он молча сглатывал слюну, проходя мимо. "Подожди, чувак, - утешал его продавец, - ни один нормальный человек не купит такую обувь, не торопись, их уценят… Зачем деньги тратить?". Три уценки он пережил, дожидаться четвертой сил уже не было… Ибо точно в таких же "лебедях" (и в прикольных шортах) когда-то привиделся ему добрейший Би Би Кинг. Би Би Кинг всю жизнь играл блюз. Он тоже всю жизнь играл блюз. "Трудно понять, - сказал о нем когда-то А.К. Троицкий, - откуда в московском парне столько негритянского". Этот негро-московский парень, влюбившийся в ботинки американского блюзового короля, - Алексей Уайт Белов, лидер группы УДАЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ.

10 сентября он разменял свои первые 50 лет, из которых целых 30 годков с хвостиком играл самую некоммерческую для России музыку. Но - "Знаешь, я совершенно счастливый человек, - поделился Уайт со мной радостной вестью, - выступаю там, где я хочу, играю то, что хочу, с тем, с кем хочу, тогда, когда хочу. Чувствую себя совершенно свободным. А бедность - не порок. В конце концов, есть крыша над головой, есть семья, есть люди, которые любят эту музыку, есть друзья…".

Друзья торжественно стекались в концертный зал ЦДХ - послушать старика Уайта, полюбоваться на то, как он улетает в нирвану под звуки собственной гитары: приоткрыв от удовольствия рот и закрыв глаза. Снять бомбардировочный стресс и просто выпить с хорошим дядькой, который сам, кстати, давно уже перешел с огненной воды на минералку. Вспоминаю весьма пикантный эпизод, когда мы с Уайтом наливались халявным "Золотым Боржоми" на дне рождения другого блюзовика - Левана Ломидзе из BLUES COUSINS. Именинник наяривает на гитаре - пот ручьем, майка на спине аж черная, Воронов терзает гитару - усы а ля Сальвадор Дали вот-вот превратятся в оголенные электрические провода, ушедший в фанк Арутюнов делает магические пасы руками, пытаясь вернуть в свою утробу блюзовый дух... А у меня уже из ушей боржомистые пузыри вылезают, во рту большой пузырь формируется, чувствую, скоро пузырями начну плакать, а гад Белов вкрадчиво так спрашивает:"Может, еще бутылочку стырить?".

Уайт начинает парад с " Wonderful Tonight" Эрика Клэптона. "Это не совсем блюз, - произносит виновник эстетского сборища, и тут-то я и обращаю внимание на его ботинки, - но тот, кто знает блюз, тот поймет, почему мы играем эту вещь". В блюзе я - полный ноль, но важность момента понимаю…

По легенде, Уайт начал играть блюз после того, как услышал хендриксовскую "Red House" в исполнении гитариста и студента института иностранных языков Сергея Дюжикова. Английский Дюжикова потряс (почему-то) впечатлительного Белова и он решил догнать Серегу и перегнать. Если бы он не стал блюзменом, но выучился бы на юриста.

Один за другим на сцене нарисовываются рядом с Уайтом коллеги-музыканты. Спокойный и даже степенный тезка - Алексей Белов из ПАРКА ГОРЬКОГО, например. А уайтовского сына тоже Алексеем зовут, и он тут, рядом с батькой, но на клавишах. Южного темперамента юноша, играющий в свободное время "латину" в группе SALSA BOYS ( сдается мне, что сынишка - самое удачное приобретение Уайта за его последние 50 лет). Три Белова соображают блюз на троих. Но без излишеств. Вежливо. На смену парковому Белову приходит уже упоминавшийся Леван Ломидзе. Выдержан, политкорректен, свою коронку "Sweet Home Chicago" не поет. Его меняет Борис Булкин из STAINLESS BLUESBAND. Все жду, когда похожий на симпатичную грозовую тучку дядя скорчит какую-нибудь убойную рожу. Не корчит. Чтобы сыграть в честь Белова-старшего пару изящных романсов, из темноты кулис возникает элегантнейший, но совершенно беспафосный Игорь Бойко. А ведь мог бы стать командиром полка, у которого нос до потолка, - все-таки выпустил уже 4 -ю "Школу Игры на гитаре", объездил весь мир, успел поиграть и у Сюткина, и у Манукяна.

Белов притоптывает драгоценными "лебедями" в такт музыке Карла Перкинса, Джерри Ли Льюиса, Джими Хендрикса. Естественно, сыграли и "Голубые замшевые ботинки". Откуда не возьмись, явился пришибленный чем-то, без всякого угара и массивного креста на животике, Дмитрий Варшавский в совершенно домашнем виде, но, слава Богу, не в тапочках, и прилежно дергает за струну на протяжении композиций двух или трех. Уайт пару раз нервно повел носом, но потом расслабился - день рождения все-таки. Ураганный барабанщик Севастьянов, окончивший военное музыкальное училище по классу фортепьяно, снес всем присутствующим пацифистам башку своим продолжительным террористическим соло. Басист Игорь Федоров рубил души присутствующих в капусту мощными басовыми "пу-пу -пу".В УДАЧНОМ ПРИОБРЕТЕНИИ нет постоянного состава, Уайт-Белов то и дело устраивает ротацию кадров, приглашая сессионных музыкантов самого высокого класса… Через его руки прошли: Константин Никольский (которого 13 сентября неожиданно свалил недуг под названием "откушамши несвежей пищи"), Игорь Саульский, барабанщик Юрий Фокин, ставший священником в США, Александр Слизунов, Алик Микоян, саксофонист Алик Гусейнов, Александр Айзенштадт и др. Как-то раз на Югах, в Алуште, Уайт умудрился даже поиграть с Андреем Сапуновым, Юрием Титовым и Крисом Кельми(!). Между прочим, гитарист АРИИ Холстинин считает Уайта своим учителем… Зря что ли наш герой получил диплом Гнесинки, где черным по белому написано, что "Белов - педагог". Вторую часть формулировки, где написано о праве обладателя сего документа руководить художественной самодеятельностью, мы тактично опускаем.

Самые наивернейшие кореша, прорвавшиеся с блюзовой знаменитостью сквозь огонь, воду и медные трубы, - Владимир Матецкий и Михаил "Петрович" Соколов. Матецкий, весело помахивая таинственным подарком в цветастой коробочке, произнес со сцены ЦДХ пару ласковых в адрес юбиляра и испарился в компании Коли Расторгуева, так и не сыграв по старинке на басу. Зато Петрович, внешне смахивающий на заблудившегося в российских непонятках техасского рейджера, миражировал на сцене, источая положительные эмоции, и очень даже впечатляюще дул в родную гармошку… Красавец.

Под стройные крики "Браво!" и "Еще давай!" беловская компания завершила непродолжительную программу напористой "Proud Mary". Хотелось еще… И они выдали это требуемое собравшимися еще - традиционный двенадцатитактовый блюз. Однако в ЦДХ не забалуешь и не заиграешься - сердитые старушки точно в положенное время всех выметут вместе с мусором. И юбиляров, какими бы они блюзовыми не были, и гостей юбиляров, какими бы трезвыми те себя не считали…

А напоследок мне хотелось бы сказать: "Уайт, ботиночки- то береги! Они к лицу и тебе, и твоему блюзу."

Марга Пушкина

Алексей Уайт Белов. Краткая справка (возможны поправки)

Родился 10 сентября 1951 года.

1968 год - создает группу "Удачные покупки"

1969 год - "Удачные покупки" становятся "Удачным приобретением"

1970 год (приблизительно) - Белов прочно подсел на блюз

1975 год - "Удачное приобретение" действует под вывеской группы Стаса Намина. Выступает на

фестивалях в Нижнем Новгороде и в Таллинне.

1977 год - начинается закалка в ресторанах. Белов становится настоящим профессионалом, играет все - от блюза до лезгинки.

1980 год - Уайт с товарищами участвует в фестивале "Весенние ритмы. Тбилиси- 80" под именем группы "Глобус". Выступает в арабской рубашке, которую композитор Кажлаев принимает за ночную или смирительную. Спасает от кутузки эстонского рокера Гуннара Грапса, советуя тому не говорить с публикой на английском, тогда такая беседа расценивалась как антисоветская выходка.

1980 год - недолгое сотрудничество с Д. Тухмановым

1983-87 - учеба в Гнесинке, по классу электрогитары. Переводят сразу с первого на третий курс.

1987 год - участие в 1-м Всесоюзном блюзовом фестивале в Риге, лауреатство.

1990 год - участие Белова в фестивале, посвященному дню рождения Джона Леннона. Градский пел "Хей Джуд", кто-то визжал как поросенок. Белов играл "живьем". Телевизионную запись стерли враги блюза.

90-е годы - участие в Московских блюзовых фестивалях

2001 год - участие в фестивале "Блюз.ru"

Альбомы:

"3 Белова" - 1997 год

"Удачное приобретение" - 2000 год, запись 1974 года, случайно найденная Уайтом в коробке из-под ботинок

Композиции в блюзовых сборниках "Блюз в России" (1992), "Ночной блюз-фестиваль в Арбат-блюз клубе" (1996), "Весь этот наш блюз" (1999)