Главная - Статьи - Статьи из МК - Сначала было "Funk you", а потом стало "Blues you"

Сначала было "Funk you", а потом стало "Blues you"

«Звуковая дорожка», «Московский комсомолец», 21 мая 2004 г.

СНАЧАЛА БЫЛО «FUNK YOU», а ПОТОМ СТАЛО «BLUES YOU»

15 мая. Суббота. Большинство москвичей-телеманьяков припало к бесстыжим голубым экранам и пялило глаза на орущие и пищащие по ходу очередного конкурса третьесортной европейской самодеятельности куски молодых человечьих тел. Аппетитные голяшки, ляжки и ягодицы были едва прикрыты шкурами неопознанных наукой несчастных доисторических животных типа боевых сусликов из степей самостийной Украины. Не желая быть свидетельницей очередного позора близорукого российского менеджмента, который уж несколько лет подряд попадает пальцем и в без того заплеванное и захватанное жирными перстами коллег небо «Европомойки», я отправилась накачиваться признаками реальной музыкальной жизни. Ибо реальной жизнью, как не парадоксально это звучит, в наше время живут не те, кто рассуждают о ней на красивых диванах в телевизионных гостиных, а редкие, еще оставшиеся в живых, психи от рок-н-ролла, блюза или фанка. Фанка, а не фака (прошу отметить особо).

В роли таких психов на этот раз выступили некто Геннадий Макаров, искренне любящий некоммерческую нынче блюзовую музыку, и помолодевший, похудевший и слегка с голодухи озверевший Ник Арутюнов. Психи скорешились и пригласили на легкий субботний шабаш парочку ветеранов британского блюзового фронта с одной сопровождающей бандой на двоих.

Атмосферу хэппенинга анти-евровидуисты создавали умело: сначала на огромном клубном экране мелькали и шевелили губами те, без кого наша жизнь была бы серой и бессмысленной… Вон молодой пухлощекий Элис Купер пробежал, а вон … «О-о-о! СЛЕЙД!» - выдохнули собравшиеся представители недозревшего еще среднего класса и примкнувшие к ним волосатики, не определившиеся в своей классовой принадлежности. И все дружно тяпнули водки. Не в меру перевозбудившись, один из работников музпера мощно хлопнул по спине заглянувшего на звук блюза Евгения Маргулиса: «Макар, как я рад тебя видеть!». Ну и выражение лица было у Маргулиса в тот момент…

Первым на сцене начал шикарничать сам Арутюнов в сопровождении лихих парней и девчат из созданной им группы «Funk You». Маэстро был в ударе, представляя свой проект в супер-экслюзивной манере – разбавил фанк блюзом, уважив верных поклонников «Лиги Блюза» (из недр которой, кстати, и явилась миру та самая Юдифь-Маша Кац, открывшая России дорогу на «Евровидение»). «Can’t Find The Reason» Винсента Крейна была исполнена специально для дорогого гостя, арутюновского учителя Криса Фарлоу, некогда певшего в крейновской культовой «Atomic Rooster». «Вернусь в Лондон, пожалуй, тоже спою эту песню», - задумчиво произнес 64-летний мистер Фарлоу, хотя, похоже, его сердце больше греют воспоминания об участии в «Colloseum», чем в «Атомной Петушке». Сам Крис Фарлоу, который второй раз приезжает в нашу страну, в свое время был отцом-родителем ритм-энд-блюзовой «Thunderbirds», популярной на британских островах в 60-е годы. Говорят, ему как-то раз позвонил сам Пол Маккартни, который тогда еще не был никаким-таким сэром, и предложил Крису заехать послушать одну песенку, которую он, еще не сэр, написал специально для Фарлоу, впечатлившись его вокалом. «Что-то лень мне было в тот день выходить из дома, - вспоминает Крис и улыбается, - я и не вышел… А песня та оказалась «Yesterday». Мик Джэггер и Ричардс написали для певца около 10 песен, в том числе и знаменитую «Pain It Black» и «Out Of Time», на ура принятую собравшимся 15 числа народом.

Второй гость, Миллер Андерсон представлял именно тот образ музыканта, который сегодня совершенно не интересует воротил нашего шоу-бизнеса. (Британский) мужчина с гитарой, крепко стоящий на ногах, временами дующий в губную гармонику и поющий так, как положено петь американскому блюзмену. Не обошелся Андерсон без традиционных «Хучи Кучи» и «Дома восходящего солнца», вспомнил «Gimmie Some Loving», пару песен Howling Wolf’а, исполнил кое-что и со своего последнего альбома 2003 года «Blues Heart», в записи которого принял участие никто иной как покинувший Deep Purple мой седовласый любимец Лорд. Кто оказался более сведущим в блюзовых делах, млел от восторга, слушая крепыша Миллера, у кого блюзовая жизнь не задалась, пыхтел и требовал снять гитариста в малобюджетном кино, на сцене какого-нибудь замшелого байкеровского клуба, фоновым музыкантом для непременной драки с поножовщиной между посетителями заведения. Мы же миллеровскую культовость сомнению не подвергаем.

А какая же блюзовая тусовка без джема? (Чуть было не напечатала «без джеймса»… Интересная ошибка получилась бы – песен Джеймса Брауна на концерте было исполнено предостаточно!). Фарлоу, Арутюнов и Андерсон стройно, вдохновенно выдали «Stormy Monday Blues», одну из самых любимых крисовых песен. Крис с Ником дружно запевали, крупкий блюз-мужичок, отступив в глубь сцены, обеспечивал им яростное гитарное сопровождение.

Между сценой и зрителями происходил нешуточный обмен энергией – утиравший белым полотенцем пот мистер Фарлоу молодел на глазах, у клавишника, затылком поразительно похожего на нашего Андрея Сапунова, разве что искры из-под пальцев не летали. Хороши были мужики, красавцы, стахановцы… Могли бы поджемовать и подольше, между прочим.

Вот я и думаю, а почему бы им не сообразить один бэнд на троих? Друг Крис спокойно мог бы пригласить друга Ника попеть блюз куда-нибудь в Европу, а друг Миллер поприветствовал бы столь удачный альянс виртуозным гитарным запилом.

… Пока мы, психи, в ночи праздновали скромную локальную победу действительно живой музыки, в далекой Турции завернутые в шкуры молодые псевдо-дикари под псевдо-этнические завывания с полным показом здоровых гланд и розовых трахей съели нашу неопытную, светлую ангелицу Юлю Савичеву. MTV- революция пожирает наших детей. Но это – уже совсем другая песня…

Когда материал о блюзовом концерте Криса, Ника и Андерсона уже был готов к отправке в редакцию, из Таллинна пришло печальное известие. В ночь на 17 мая умер Гуннар Грапс, легенда советского и эстонского рока, лидер группы «Магнетик Бэнд», отец многих рок-проектов, поющий виртуоз-барабанщик. Думаю, причиной смерти Гуннара оказалась тоска… Тоска по залитой морем света огромной сцене, по былому братству рокеров, по огромной стране, где его знали и любили. И за окном почему-то сразу зарядил скучный дождь, а в люстре перегорело 2 лампочки. И почему-то захотелось отправиться в не такое уж мрачное прошлое, в московский «Центральный Дом Туриста», где Гуннар любил давать концерт в свой день рождения… И он пел нам волшебную «Леди Блюз»… И мы пели вместе с ним!

Марга Пушкина